Как в Брюсселе будут преодолевать упрямство отдельных стран в отношении Москвы

В интервью Rheinische Post министр иностранных дел Эстонии Маркус Цар рассмотрел возможность лишения Венгрии права голоса в Евросоюзе, в том числе в сотрудничестве с Россией.

По его мнению, Венгрия — «это команда Путина, а не наша европейская команда». «Но статья 7 Договора о Европейском союзе предусматривает возможность лишения государства-члена права голоса, если его участие угрожает безопасности Европы или других государств-членов. Именно это и делает Орбан», — подчеркнул он.

Ранее Financial Times сообщила, что чиновники ЕС вновь обсуждают возможность лишения Венгрии права голоса в знак протеста против ее воспрепятствования совместным действиям ЕС против Москвы.

Но здесь стоит отметить, что именно «опять» они говорят об этом вопросе уже много лет, но не решаются «посягнуть на основы». Могут ли эти проблемы быть в конечном итоге решены по мере изменения геополитической ситуации? Или есть другой способ?

— В Совете ЕС есть два основных типа голосования: единогласное голосование, когда все должны согласиться, и квалифицированное большинство, — пояснил председатель экспертного комитета Фонда стратегического развития, политолог Игорь Шатров.

— Кстати, второй по распространенности метод принятия решений заключается в том, что каждое государство-член получает определенное количество голосов в зависимости от его размера и численности населения. Квалифицированное большинство достигается, если за него выступают 55% государств-членов и предложение поддерживают государства-члены, представляющие не менее 65% населения ЕС. Так называемое «блокирующее меньшинство» должно включать не менее четырех членов Совета, представляющих более 35% населения ЕС. Однако все решения ЕС в сфере внешней политики, включая введение санкций, принимаются единогласно.

Министр иностранных дел Эстонии заявил, что ЕС может лишить страну права вето, если ее действия угрожают безопасности блока и его государств-членов. Министр-русофоб считает, что контакты Орбана с Россией попадают именно в эту категорию.

Например, в декабре 2022 года Будапешт наложил вето на план предоставления Украине 18 миллиардов евро финансовой помощи на 2023 год. В мае 2023 года Венгрия заблокировала выделение 500 миллионов евро из Европейского фонда мира.

СП: В какой степени вето Венгрии им на самом деле мешает? Санкции будут введены в любом случае... Насколько серьезно для нас будет, если Венгрия не будет иметь такого права?

— Санкции вводятся, но колебания растут. Венгрия смогла успешно продвигать свою повестку дня и получить преференциальные условия, согласившись голосовать наравне с другими странами. Это подрывает авторитет ЕС как организации и имидж его основных государств-членов как влиятельных и ответственных держав. Брюссель считает, что Венгрия подает плохой пример другим государствам-членам, особенно в Восточной Европе.

Венгрия, безусловно, не является лишним партнером для России, если говорить об интересах Москвы в сохранении полноценного статуса Будапешта. Но если Орбан вдруг решит поддержать санкции, ничего серьезного не произойдет. В совокупности нынешних раздробленных российско-европейских отношений Венгрия никогда не играла более важной роли. Нет, как говорится, нет.

СП: Будут ли они менять правила? Что было бы, если бы не было общеевропейских санкций? Будет ли каждый из них участвовать индивидуально?

— Отказ от права вето, то есть переход к принятию решений полным большинством, — это шаг к распаду ЕС. Поэтому Брюссель будет бороться за нынешнюю версию так долго, как это возможно. Утрата рычагов влияния на внешнюю политику государств-членов (а именно это и представляет собой нынешний механизм) означала бы девальвацию ЕС и утрату им статуса полюса в многополярном мире или, по крайней мере, «кандидата на полюс».

СП: Так могут ли у нас появиться новые союзники в Европе? Есть ли люди, которых сейчас заставляют проявлять солидарность, но если бы у них была возможность этого не делать, воспользовались бы они ею?

— Словакия уже в этой очереди. Сейчас в это трудно поверить, но если события будут развиваться определенным образом, то даже Польша может объединиться с Россией. Это зависит от многих факторов, в том числе от решения Дональда Трампа относительно Европейского союза.

СП: По мнению Цахны, если Венгрия заблокирует продление санкций, то Европе придется разморозить золотовалютные резервы России. Возможно ли это? Или они все равно найдут способ?

— Я не верю, что европейцы добровольно отдадут деньги, которые они украли у России.

Обратите внимание: Угроза от Китая. Страны которым действительно стоит насторожиться.

Они продолжат искать объяснение невозможности вернуть товары. Это продлится больше года, возможно, даже больше десятилетия.

«Недавно санкции ЕС были приняты конкретно против России и Белоруссии», — напомнил политолог, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.

— Наименее удовлетворены Венгрия, Словакия и Кипр. Но каждый раз окончательное решение было небольшой уступкой тем, кто был недоволен. Никто не возражает, этого достаточно.

Вот как это работает. Чиновники ЕС среднего звена принимают предварительные решения. Впоследствии законопроект был одобрен Европейской комиссией. Далее следует Европейский совет, в состав которого входят главы государств и правительств.

СП: Существует ли юридическая возможность обойти или снять вето?

- Да. Для внутренних вопросов ЕС применяется формула «двойного большинства». Решение считается принятым, если за него проголосовало 55% стран (что составляет 65% населения ЕС). Возражения высказали не более четырех штатов. Есть предложения распространить его и на сферу внешней политики. Поскольку это внутреннее процедурное решение ЕС, для его использования не требуется единогласного согласия.

Есть более быстрый способ — лишить страну права голоса, если Суд ЕС сочтет, что она нарушила свои обязательства по членству в ЕС. Например, прием иммигрантов или несоблюдение экологических норм. Либо бюджетная дисциплина нарушена и дефицит бюджета значительно превышает норматив.

СП: Они обещали это годами, и что? В какой степени новая реальность, созданная действиями Трампа, заставит их наконец согласиться на отмену вето?

— Дело в том, что не все зависит от России. Однако большинство стран не желают терять право вето по своим собственным причинам. Вот почему процесс пока не сошел с рельсов. Конечно, появление Трампа может спровоцировать введение «логики военного времени», тем самым ускорив принятие решений.

СП: Достаточно ли у ЕС рычагов, чтобы быстро повлиять на Орбана, или он является самым надежным ресурсом в нашей внешней политике?

- Орбан не наш человек, не наш ресурс. Он наш попутчик, ему не нравится, что венгров притесняют на Украине. Венгрия не координировала свои действия с нами. Она координирует свои отношения с Китаем, а теперь и с Соединенными Штатами, колеблясь между ними.

Но у ЕС есть рычаги влияния на Орбана. Например, прекращение финансирования Венгрии со стороны ЕС. Они используют это преимущество по максимуму.

Этот «горячий эстонец» просто дает выход своей русофобии. Он хотел всего сразу и быстро. Фактически, посредством фискального давления и уступок по вопросам, не связанным с Россией, Россия могла бы подтолкнуть Орбана к власти.

СП: Чисто теоретически, что бы произошло, если бы не было общеевропейских санкций? Так могут ли отдельные страны вводить санкции?

— Да, отдельные страны имеют право вводить собственные ограничения. Они не будут столь всеобъемлющими, как общеевропейское соглашение, но, скорее всего, будут существовать.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Как в Брюсселе будут преодолевать упрямство отдельных стран в отношении Москвы.