В Тегеране нет уверенности, что Трамп прямо сейчас развяжет войну — значит, и нам суетиться пока незачем

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Иран является союзником России и у Российской Федерации сложились отношения с Ираном.

Отвечая на вопрос о том, как Кремль относится к угрозе бомбардировки Ирана США и прямым переговорам США и Ирана, он сказал: «Вы знаете, мы сейчас пытаемся восстановить отношения с США, но Иран также является нашим партнером, союзником, и наши отношения с Ираном очень развиты и многогранны.

Напомним, в январе этого года президент России Владимир Путин и президент Ирана Масуд Пезешкиан подписали в Москве Соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между двумя странами, призванное заменить Соглашение об основах и принципах сотрудничества в отношениях между Российской Федерацией и Ираном, подписанное в 2001 году. В Кремле тогда заявили, что этот документ выводит двусторонние отношения на новый уровень.

И что теперь? В настоящее время Иран сталкивается с угрозой военной агрессии со стороны США и Израиля, а Дональд Трамп готов пообещать начать «беспрецедентную кампанию бомбардировок». Мы пойдем смотреть? Или проявить беспокойство?

Доцент кафедры политологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Владимир Блинов отметил: «Безусловно, Россия является союзником Ирана и сделает все возможное, чтобы Иран вышел из этой сложной ситуации невредимым

— В союзнических обязательствах между нашими двумя странами нет положения о помощи в случае внешнего нападения, но мы помним, что в истории израильско-иранской перестрелки высшие российские должностные лица без всякого стеснения посещали Иран и содействовали поставкам оружия в Иран.

Иран не станет легкой целью в этой войне, и у него есть все необходимые средства для ответа на авиаудары. Если до 2022 года долго шли дискуссии о том, стоит ли России поставлять персам С-300 в условиях вражды с Израилем, то в новых условиях не приходится сомневаться, что у Исламской Республики уже есть все необходимое.

Будем надеяться, что громкие заявления и развертывание американских войск в регионе окажут давление на Иран и заставят его заняться устранением угрозы со стороны хуситов. Но даже в этом случае Россия должна оказать максимальную поддержку своим союзникам, поскольку удар по Ирану станет серьезным вызовом для России и повлияет на ее положение на мировой арене.

— В принципе высказывания Дмитрия Пескова можно рассматривать в связке с недавним интервью заместителя министра иностранных дел РФ Сергея Рябкова, который заявил, что «поезд еще не ушел» для переговоров между США и Ираном и что «Россия готова оказать добрые услуги и Вашингтону, и Тегерану» по этому вопросу, считает директор аналитического проекта Агентства политических и экономических новостей. Михаил Нежмаков.

СП: Означает ли это, что в случае агрессии мы должны как-то попытаться помочь Тегерану? как?

— У России сейчас мало шансов повлиять на ситуацию, если она сама не возьмет на себя инициативу выступить в качестве посредника. Однако отношения США с Москвой все еще далеки от урегулирования, поэтому они могут отложить возможность посредничества Кремля до последнего средства.

При этом и Вашингтон, и Тегеран, скорее всего, сначала заручатся поддержкой региональных игроков для организации такого диалога. Неслучайно, например, что ответ верховного лидера Ирана Али Хаменеи на письмо Дональда Трампа был передан в Вашингтон в марте 2025 года при посредничестве Омана.

СП: Как вы оцениваете перспективы войны? Примут ли решение Трамп и Нетаньяху?

——Стоит отметить, что принципиальные решения США по иранскому вопросу постоянно откладываются.

Обратите внимание: Предвыборная гонка заставляет Конгресс упрекать Трампа в слабости к России.

Например, советник по национальной безопасности США Майк Уолц однажды заявил, что иранский вопрос будет решен уже в феврале 2025 года. Тот факт, что Вашингтон до сих пор не навязал военное решение, может указывать на то, что администрация Трампа осознает издержки военного решения.

Например, во время первого срока президента Трампа, в январе 2020 года, Иран нанес ракетные удары по объектам США в Ираке в ответ на убийство генерала Касема Сулеймани. Многие ожидали, что США предпримут широкомасштабные военные действия, но этого не произошло.

Конечно, можно утверждать, что Трамп теперь может действовать более свободно, о чем свидетельствуют его важные решения по другим вопросам. Однако когда дело доходит до военных решений, нынешний хозяин Белого дома пока что проявляет крайнюю осторожность.

Поэтому Соединенные Штаты, скорее всего, по крайней мере отложат возможность широкомасштабных военных действий против Ирана, хотя и могут согласиться на демонстрацию силы со стороны Израиля (например, удары Армии обороны Израиля по отдельным иранским целям).

СП: Насколько важен для них российский фактор? Может ли мнение Москвы как-то повлиять на это?

— Россия вряд ли сможет в одиночку оказать существенное влияние на ситуацию. Даже если отношения между США и Россией не испытают наибольшего охлаждения в 2022–2024 годах, Вашингтону было бы выгоднее не искать посредничества со стороны крупных игроков, по крайней мере до тех пор, пока ситуация окончательно не зайдет в тупик.

Вместо этого Соединенные Штаты будут полагаться на посредничество региональных держав и переговоры с Ираном по закрытым или неформальным каналам.

СП: Кто еще имеет полномочия способствовать снижению напряженности?

— Например, очевидно, что Китай не заинтересован в военной эскалации. Однако Соединенные Штаты вряд ли поспешат привлечь его к посредничеству. Напротив, одновременные военные действия нескольких ключевых игроков, включая Россию, Китай, Турцию и Европейский Союз, могли бы предоставить больше возможностей для ослабления напряженности.

Возможно, Тегеран ожидает чего-то подобного. Например, в начале апреля 2025 года министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи в телефонном разговоре с министром иностранных дел Нидерландов Каспаром Велдкампом заявил, что ЕС не отреагировал должным образом на жесткие заявления Вашингтона. Другая проблема заключается в том, что у администрации Трампа весьма напряженные отношения с другими крупными международными игроками, включая Евросоюз, что затрудняет для них сейчас возможность влиять на Вашингтон по иранскому вопросу.

СП: Еще в феврале многие эксперты говорили, что Трамп может попытаться увязать вопросы Украины и Ирана с переговорами с Россией — например, мы дадим вам компромисс по российскому вопросу, а вы повлияете на Иран. Как вы думаете, будет ли обсуждаться вопрос Ирана с Соединенными Штатами в ходе переговоров?

— В начале марта 2025 года помощник президента России Юрий Ушаков напрямую подтвердил, что ситуация вокруг Ирана обсуждалась в ходе российско-американских переговоров, состоявшихся в Эр-Рияде в феврале, и была достигнута договоренность о проведении отдельных переговоров по этому вопросу.

С другой стороны, это далеко не прямой «обмен» между помощью Москвы в диалоге с Ираном и уступками США по украинскому кризису. Напротив, это может стать испытанием для обеих сторон. Более того, маловероятно, что Соединенные Штаты настолько загнаны в угол Ираном, что будут готовы пойти на серьезные уступки в обмен на поддержку России.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: В Тегеране нет уверенности, что Трамп прямо сейчас развяжет войну — значит, и нам суетиться пока незачем.