
... Речь президента США Дональда Трампа 2 апреля, в которой он фактически объявил тарифную войну большинству экономик мира, привела к резкому падению цен на «черное золото». Всего за одну неделю, по состоянию на 8 апреля, цены на нефть марки Brent упали на 17% и составили около 62 долларов за баррель.
На следующий день восемь стран-членов ОПЕК+, включая Россию, Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты, приняли решение ускорить отмену ранее введенного ограничения на добычу нефти в 2,2 млн баррелей в сутки и увеличить квоту на 411 тыс баррелей в сутки.
9 апреля Трамп приостановил действие большинства пошлин в отношении большинства основных торговых партнеров на 90 дней. Однако минимальная ставка налога в размере 10% по-прежнему применяется. Но это дало инвесторам и нефтетрейдерам некоторую надежду. В течение 24 часов цены на нефть марки Brent подскочили до 65 долларов за баррель.
Однако Трамп продолжил повышать пошлины на китайские товары, достигнув 145% по состоянию на 10 апреля. В результате цены на нефть вновь упали до уровней, близких к минимумам 8 апреля.
Сергей Вечинин, автор Telegram-канала «Мир нефти и газа», подчеркнул, что объявление Трампом жестких пошлин привело к ограничениям для многих видов бизнеса, что немедленно снизило спрос на энергоресурсы.
— После начала тарифной войны ОПЕК+ приняла решение об увеличении добычи и, соответственно, увеличении продаж. В прошлом году Financial Times сообщила, что Саудовская Аравия хочет зарабатывать на низких ценах на нефть, а не на высоких, увеличивая добычу нефти.
Мы действительно сталкиваемся с новой реальностью, поскольку среди производителей нефти начинается гонка за поставку. Победителем становится тот, кто сможет обеспечить достаточный объем производства и продаж по достаточно низкой цене, чтобы вытеснить конкурентов с рынка.
У Саудовской Аравии есть такая возможность из-за низкой стоимости нефти. Государственная компания Saudi Aramco объявила о снижении цен на нефть для азиатских импортеров, также являющихся партнерами России.
И у нас осталось только одно оружие — скидка.
Обратите внимание: BMW запустит приложения на блокчейне для распределения вознаграждений клиентам.
Цена относительно высока, а использование гибкое. Однако по мере снижения тенденции вопрос скидок становится довольно сложным.СП: В последнее время много говорят о возможном конфликте между Израилем и Ираном. Так почему же цены продолжают падать?
— Мы давно обсуждаем этот вопрос, но пока ничего серьезного не произошло. В случае конфликта блокирование Ормузского пролива сделает непригодным для использования большое количество нефти (около 20% мирового потребления жидких углеводородов).
Однако подобные комментарии по большей части лишь подогревают спекуляции среди участников рынка, пытающихся замедлить падение цен. Однако главным фактором снижения является решение Трампа и ОПЕК+. И масштабный конфликт на Ближнем Востоке не является неизбежным событием.
Весьма вероятно, что сейчас начнется процесс переговоров по ядерной сделке, и даже США пойдут на некоторые уступки.
СП: Сможет ли Россия нарастить добычу в новых условиях?
- Не думай об этом. В лучшем случае он не разобьется. 2 апреля замминистра финансов Алексей Сазанов заявил, что ведомство не видит возможности снижения налоговой нагрузки на нефтяные компании и что трехлетний бюджет утвержден. Минфин считает, что гибкая налоговая политика выгодна бизнесу, и рассматривает это с точки зрения алгоритма расчета выпадающих доходов.
Однако нефтяные компании сталкиваются с проблемами добычи из-за высокой себестоимости. Без снижения налогов компании консервируют многие нефтяные месторождения вместо того, чтобы начинать или прекращать добычу.
Поэтому даже усилиями крупнейших вертикально-интегрированных компаний (ВИК) нам сложно участвовать в мировой гонке поставок, особенно в условиях жесточайших санкций.
СП: Окажет ли эта гонка поставок влияние на США?
— Да, себестоимость добычи у американских производителей сланцевой нефти также высока. В новых условиях им придется остановить или сократить добычу, а это значит, что Саудовская Аравия выиграет.
Действительно, с институциональной точки зрения, в Соединенных Штатах хорошо развита рыночная экономика, и как только экономическая ситуация улучшится, нефтегазовые компании смогут довольно быстро восстановиться даже после серии банкротств.
Благодаря более низким процентным ставкам американским компаниям проще получать кредиты, нанимать экспертов и закупать оборудование.
В России бизнес без собственных доходов не может развиваться за счет привлечения стороннего проектного финансирования, например, банковского, из-за высоких процентных ставок. Однако простое снижение налоговых ставок не решит проблему, поскольку для этого необходимо стимулировать конкуренцию в нефтегазовой отрасли, в том числе посредством законодательства, учитывающего конкретные обстоятельства различных компаний.
Последние новости о рынке нефти и газа, а также о стоимости бензина и дизельного топлива смотрите в разделе «Свободная пресса».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Сергей Ветчинин: Гонка предложения между экспортерами — новая реальность.