Американцы хотят контролировать газовые потоки из России в Европу

Соединенные Штаты обратились к Киеву с просьбой передать под контроль США газопровод, проходящий через территорию Украины в Европу, сообщает Reuters со ссылкой на источники.

Сообщается, что это положение стало неожиданной деталью в соглашении, подготовленном украинской делегацией в Вашингтоне, в котором говорится, что трубопровод будет контролироваться Международной корпорацией финансирования развития — организацией, контролируемой правительством США.

за что? Ведь уже четыре месяца, как Россия прекратила поставки природного газа в Европу через Украину?

«Это позволит им контролировать транзит», — считает Всеволод Химов, советник председателя Российской ассоциации прибалтийских исследований.

— Американцы явно пытаются контролировать поставки газа в Европу — снабжая Европу сжиженным природным газом, а если газ не американского происхождения, то Вашингтон будет контролировать маршруты поставок.

СП: Ранее Financial Times сообщала, что США работают над перезапуском проекта «Северный поток — 2». Ранее появились сообщения о том, что некоторые американские инвесторы хотели купить трубопровод. Будут ли американцы всерьез рассматривать возможность контроля поставок газа в Европу?

——Да, это подтверждает стратегию Вашингтона по контролю транспортных путей. Трудно сказать, научится ли он чему-либо. Европа будет сопротивляться. Вместо того чтобы отказаться от российского газа, они вернули его себе, причем при посредничестве Соединенных Штатов.

Европа, безусловно, будет сопротивляться. Однако проблема в том, что ситуация с альтернативными поставками природного газа в ЕС не очень хорошая, и на этом фоне экономика приходит в упадок. Соединенные Штаты традиционно пытались извлечь выгоду из конфронтации России с Европой, ослабляя ЕС и Россию.

СП: Разве нас волнует, как и через кого продается газ? Как это повлияет на выручку от продаж?

— Если говорить о газопроводе «Северный поток», то он был задуман для обеспечения прямых поставок газа в Европу, минуя капризные и непредсказуемые страны-транзитеры. Появление американской «прокладки» во многом сделало эту идею спорной. Американцы будут определяться с тарифами на транспортировку газа, что также повлияет на его конечную цену, которая, в принципе, во многом зависит от доброй воли «хозяев трубопровода». Поэтому для России эта конфигурация далека от оптимальной.

СП: А как насчет политического шантажа? Для достижения этих целей Киев активно использует угрозу перекрытия вентилей. Это рискованно?

— Конечно, захват транзитных путей американцами дал бы им удобный инструмент для политического шантажа. Американцы, с другой стороны, рассматривают газопроводы в первую очередь как коммерческое предприятие. Поэтому их методы вымогательства будут более «рациональными» и менее склонными к таким злоупотреблениям, как на Украине.

СП: А разве никто не спросил Украину, готова ли она это сделать? Это, писали они, было одним из требований соглашения. Без этого не было бы никакой сделки? Окажут ли они давление на Киев? Насколько это важно для него?

— Сегодня трубопроводная система Украины представляет собой просто груду металлолома. Пересечение границы прекращено, и вряд ли кто-то будет серьезно вести переговоры с киевским режимом об его возобновлении.

Как ни странно, американцы теперь стали более надежным гарантом поставок и безопасности. Конечно, киевский режим не хочет, чтобы транзит проходил через украинскую территорию, но в то же время его условия определяются не Киевом. Поэтому Зеленский наверняка так просто от «трубопровода» не откажется.

«СП»: Россия сама когда-то хотела контролировать этот «трубопровод». Туда необходимо вложить миллиарды долларов; После распада Советского Союза Украина занималась только добычей природного газа. И в Москве, очевидно, рассчитывали, что «трубопровод» рано или поздно попадет в наши руки. Если американцы его получат, смогут ли они с ним попрощаться?

- Конечно, если американцы войдут, выгнать их будет очень сложно. Однако Россия все равно не контролирует транзитную инфраструктуру Украины, и в нынешних условиях ее туда никто не пустит.

Американцы в очередной раз продемонстрировали искусство заимствовать тепло чужой руки. Россия воюет с Украиной и Европой, и от этого США становятся сильнее.

— Может ли представитель США добавить пункт о «газопроводах» (их несколько)? Заместитель директора Национального института энергетических исследований Александр Фролов считает, что это весьма вероятно.

— Если вы занимаете сильную позицию на переговорах, выдвигайте как можно больше требований, чтобы в случае упрямства собеседника вы могли высказать несколько по-настоящему возмутительных тезисов.

Таким образом, вы будете делать вид, что идете на компромисс, но в итоге получите все, чего ожидали, и даже больше.

Если вы только делаете вид, что ведете переговоры, но не заинтересованы в том, чтобы довести их до успешного завершения, то добавьте к своей переговорной позиции множество вещей, на которые другая сторона никогда не согласится. Когда переговоры ни к чему не приводят, вы можете с уверенностью сказать, что вы старались изо всех сил, но ваш собеседник не смог договориться.

СП: Если предположить, что это правда, то почему?

Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.

Продаем наш газ европейцам?

— Если отбросить доводы о том, что США просто затягивают переговоры, поскольку не хотят прекращать конфликт, или добавляют ненужные пункты в качестве переговорного балласта, стоит задать два вопроса. Продавала ли Украина газ европейцам? Нет, она просто перевезла его и взяла плату за откачку.

Второй вопрос: почему США не смогли получить контроль над 49% ГТС? С августа 2014 года на Украине действует положение, позволяющее иностранным компаниям (но не российским и не белорусским) приобретать 49% акций компании, эксплуатирующей газотранспортную систему. Да, это не собственность GTS и не 100% управление GTS.

Но что мешает нам вступить на этот путь, требующий новых достижений? Полное отсутствие интереса со стороны любого потенциального участника к заключению такой сделки является препятствием, поскольку никому не нужен «трубопровод» без газа. Более того, в него необходимо вкладывать инвестиции — для удовлетворения текущих потребностей и требований модернизации. Речь идет о миллиардах долларов.

Чтобы получить газ, и России, и ЕС необходимо будет сегодня же вступить в такие переговоры. До сих пор мы не видели подобных переговоров.

СП: Насколько это интересно американцам? Каковы преимущества? Перепродажа дешевого российского газа по более высокой цене? Сколько денег можно на этом заработать? Действительно ли эта сделка выгодна? А как насчет военно-политических рисков?

— Российский газ недешев. И это не дорого. Он на рынке. Наши цены на газ привязаны к обменному курсу ЕС. Когда сегодня говорят о дешевых российских ресурсах, почему-то забывают, что еще десять лет назад российский газ называли дорогим. Поэтому заявления о дешевом газе не следует воспринимать слишком буквально.

Трудно говорить о доходности этой сделки, поскольку неясно, что это была за сделка. Если они обсуждают с Москвой создание посреднической компании для покупки российского газа и его последующей перепродажи, то все это имеет некоторый деловой смысл. Несмотря на это, цены на фондовых биржах остаются нестабильными.

например, в 2020 году, в разгар коронавирусного кризиса, цены на природный газ упали ниже 40 долларов за тысячу кубометров м, в то время как российский газ продается по значительно более высокой цене (это связано с временным лагом при квартальном пересмотре цен и составляющими формулы цены). То есть в данном случае перепродать что-либо с выгодой невозможно.

СП: Будет ли Европа покупать российский газ при посредничестве США?

— Я думаю, что это игра в дипломатию, а не разработка бизнес-плана. «Источником» может быть что угодно. Их заявления могут полностью противоречить целям и задачам, поставленным в ходе переговоров.

Украинский «трубопровод» является важным политическим фактором на Украине. Это традиционное приношение властей. Это также объект борьбы украинских олигархов.

Не могу не задаться вопросом: неужели американцы не понимают, что предложение отказаться от управления GTS и приносимого ею денежного потока (даже если он уже существенно сократился) вызовет сопротивление не только со стороны нынешнего руководства, но и со стороны любого финансово-промышленного комплекса, который захочет видеть своего президента (тем более, что многие рассчитывают на предстоящие выборы)? Или они понимают это сопротивление и полагаются на него?

«СП»: А оно нам надо?

— Переговоры с транзитными странами вторичны. Для нас основные переговоры ведутся с покупателями. И на данном этапе, я думаю, нет смысла говорить о каких-либо переговорах между США и Украиной по «трубопроводу.

СП: Теоретически, после окончания SVO, кто еще может быть заинтересован в газопроводе? Или стоимость работы с ним слишком высока: восстановление требует денег, которые невозможно вернуть, а политические риски неоправданны?

— В предыдущие годы «Пайплайн» вызывал интерес только у отечественных игроков. Концепция «Газового триумвирата», в рамках которой Россия, Украина и Европа совместно управляли бы (и модернизировали) газотранспортной системой, не была реализована по крайней мере с 2002 года из-за сопротивления оппозиции.


Последние новости о рынке нефти и газа, а также о стоимости бензина и дизельного топлива смотрите в разделе «Свободная пресса».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Американцы хотят контролировать газовые потоки из России в Европу.