
Речь президента США Дональда Трампа 2 апреля, фактически объявившая тарифную войну многим странам, спровоцировала резкое снижение цен на нефть. Уже к 8 апреля стоимость барреля Brent обвалилась на 17%, достигнув отметки около 62 долларов.
1. Ответ ОПЕК+ и волатильность рынка
В ответ на это восемь стран-участниц альянса ОПЕК+, включая Россию и Саудовскую Аравию, решили ускорить отмену ограничений на добычу. Их квота была увеличена на 411 тысяч баррелей в сутки. На следующий день, 9 апреля, Трамп временно приостановил действие высоких пошлин для большинства партнеров, оставив минимальную ставку в 10%. Это дало рынку кратковременную передышку, и цена нефти отскочила до 65 долларов. Однако уже 10 апреля, после нового витка повышения пошлин на китайские товары до 145%, котировки вновь рухнули почти до минимумов недели.
2. Новая реальность: гонка поставок
Сергей Ветчинин, автор Telegram-канала «Мир нефти и газа», поясняет, что жесткие тарифы Трампа ограничили многие виды бизнеса, что немедленно снизило спрос на энергоносители. В этих условиях ОПЕК+ приняла решение наращивать добычу и продажи.
— Мы вступаем в новую реальность, где среди производителей нефти начинается настоящая гонка поставок, — отмечает эксперт. — Побеждает тот, кто сможет обеспечить достаточный объем производства и продаж по максимально низкой цене, вытесняя конкурентов. У Саудовской Аравии для этого есть все возможности благодаря крайне низкой себестоимости добычи. Компания Saudi Aramco уже объявила о снижении цен для азиатских импортеров, которые являются и нашими партнерами.
По словам Ветчинина, для России в этой ситуации основным оружием остаются скидки. Однако этот инструмент становится все менее эффективным по мере общего снижения цен.
Обратите внимание: BMW запустит приложения на блокчейне для распределения вознаграждений клиентам.
3. Почему геополитика не спасает цены?
Отвечая на вопрос о возможном конфликте между Израилем и Ираном, который теоретически мог бы подстегнуть котировки, эксперт отмечает, что пока серьезных событий не произошло. Хотя блокирование Ормузского пролива, через который проходит около 20% мировой нефти, стало бы шоком для рынка, подобные комментарии часто служат лишь для спекуляций и попыток замедлить падение. Главными же драйверами снижения остаются решения Трампа и ОПЕК+. Крупный ближневосточный конфликт не является неизбежным, более вероятен новый раунд переговоров по ядерной сделке.
4. Возможности России в гонке поставок
На вопрос о способности России нарастить добычу в новых условиях Ветчинин отвечает скептически.
— В лучшем случае удастся ее удержать, — считает он. — Проблема в высокой себестоимости добычи и налоговой нагрузке. Минфин уже заявил, что не видит возможности для снижения налогов для нефтяных компаний. Без этого стимула компании будут консервировать месторождения, а не развивать их. Даже крупнейшим вертикально-интегрированным компаниям будет крайне сложно участвовать в мировой гонке поставок, особенно в условиях санкционного давления.
5. Последствия для США и системные проблемы России
Гонка поставок ударит и по американским производителям сланцевой нефти, чья себестоимость также высока. В новых условиях им придется сокращать добычу, что играет на руку Саудовской Аравии. Однако, как подчеркивает Ветчинин, институты рыночной экономики в США развиты очень хорошо, и после возможной волны банкротств сектор сможет довольно быстро восстановиться благодаря доступным кредитам и гибкости.
В России же бизнес лишен такой возможности. Высокие процентные ставки делают привлечение проектного финансирования крайне сложным. При этом простое снижение налогов, по мнению эксперта, проблему не решит. Необходимо стимулировать конкуренцию в отрасли через законодательство, которое будет учитывать специфику работы разных компаний.
Последние новости о рынке нефти и газа, а также о стоимости бензина и дизельного топлива смотрите в разделе «Свободная пресса».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Сергей Ветчинин: Гонка предложения между экспортерами — новая реальность.