Почему выручить металлургов и угольщиков сегодня могут только железнодорожники

Вице-премьер Александр Новак поручил профильным ведомствам разработать меры поддержки транспортной отрасли. Мы обсуждаем механизм повышения эффективности проектов дорожного строительства.

Экономист, главный эксперт Центра политических технологий Никита Масленников обратил внимание СП на проблемы в сфере транспорта.

— Например, есть сложности на Восточном полигоне — Транссибе и Байкало-Амурской магистрали (БАМ). В связи с перегрузкой необходимо установление определенного порядка перевозок и возможное снижение тарифов РЖД на некоторые категории перевозимых грузов.

В противном случае компания понесет дополнительные издержки, которые каким-то образом будут переложены на потребителей или экспортные цены. Конечно, РЖД активно решает эти вопросы; Тарифы некоторых перевозчиков уже пересматриваются.

Но в целом проблем все еще много, особенно связанных с шахтерами. Президент Владимир Путин недавно одобрил план их поддержки.

Честно говоря, угольная отрасль находится в состоянии, близком к кризисному (по данным Росстата, в прошлом году угольные компании получили чистый убыток в размере 112,6 млрд рублей, тогда как в 2023 году они получили прибыль в размере 374,7 млрд рублей. — «СП»), и ситуация во многих регионах зависит от угля, особенно в Кемеровской области. Для них решение таких проблем, как заказы на грузоперевозки и ставки фрахта, чрезвычайно важно.

СП: Какие еще направления инфраструктурных работ остаются наиболее актуальными?

— Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Реализация проекта уже началась, но его еще необходимо ускорить, чтобы скоординировать интересы всех вовлеченных сторон, включая тех, кто будет финансировать и строить объект, и тех, кто будет обеспечивать транспорт для дороги, а именно высокоскоростные поезда.

Еще одной важной темой является оптимизация железнодорожных, автомобильных и воздушных перевозок для подготовки к летнему туристическому сезону. Например, самостоятельным туристам необходимо качественное топливо и своевременная заправка на всех заправочных станциях по пути следования.

Сохраняются общие экономические проблемы, такие как слабый рост ВВП и сдержанная деловая активность. Одна из причин — быстрый рост тарифов, в том числе на транспорт и логистику.

Поэтому промышленность будет решать задачу снижения издержек для российских предприятий, чтобы они могли получить дополнительную поддержку в непростой ситуации в этом году.

СП: Можем ли мы выделить наиболее важную инфраструктуру, которая оказывает существенное влияние на экономику?

— Таких проектов много. Модернизируются также Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали. Также реализуется транспортный коридор «Север-Юг». Им также необходима оптимизация затрат. Планируется также строительство скоростных автомагистралей, соединяющих западные и восточные регионы.

СП: Одним из самых обсуждаемых проектов остается мост, соединяющий остров Сахалин с материком. Можем ли мы начать строительство?

— Я думаю, что сейчас это уже неактуально. Его стоимость огромна, и непонятно, зачем он был построен.

Возможно, стоило бы отказаться от паромного сообщения и продолжить прокладку подводных коммуникаций для транспортировки природного газа и других жидких углеводородов.

Обратите внимание: "Чего ждать россиянам" Могут ли "Навальные" санкции привести к проблемам экономики в 2021 году?.

Сам мост может понадобиться в будущем. Несмотря на это, они не откажутся от этой идеи.

Но нам нужно взглянуть на этот проект с точки зрения динамики масштаба затрат. С точки зрения инфраструктуры существуют и другие способы связать Сахалин с материком.

Если остров планируется использовать в качестве экспортного узла для всего Азиатско-Тихоокеанского региона, то такая масштабная задача потребует строительства порта и нового газоперерабатывающего терминала.

СП: Насколько полезны крупные инфраструктурные проекты с точки зрения экономического развития?

— Транспортная инфраструктура, включая строящийся в настоящее время железнодорожный мост через реку Лена, связывает экономику и общество страны, обеспечивая новую мобильность, в том числе для рабочей силы.

Эти цели увязаны со стратегией пространственного развития России, которая предусматривает решение всех транспортных проблем вокруг 2200 опорных точек (агломераций).

Например, мы ждем строительства газопровода «Сила Сибири-2». Для этого маршрута потребуется множество вспомогательных транспортных сооружений с точки зрения доступности рудных месторождений и разработки.

Он сможет оправдать себя, когда к нему подключат железную дорогу. Даже если там есть короткие ответвления. Реализация проекта «Северный широтный ход» важна и с точки зрения соединения газовых месторождений с проектом «Сила Сибири-2», протяженность которого составляет более 700 километров, и который, в том числе, свяжет Новоуренгойский центр газодобычи с другими населенными пунктами и газовыми проектами.

Развитие Арктики также зависит от транспортного строительства. Возможно строительство доков, баз технического обслуживания и погрузочно-разгрузочных работ. Однако без железных дорог, идущих из центральной России в южные районы Западной Сибири и Восточной Сибири, было бы невозможно перевозить в эти регионы большие объемы грузов. Без этого невозможно будет увеличить объемы перевозок по Северному морскому пути.

СП: По предварительным данным «Чермета», в апреле выпуск готового проката вновь снизился: на 5% в годовом исчислении — до 5,1 млн тонн, а производство стали сократилось на 7,2% — до 5,7 млн ​​тонн. Приведут ли проблемы с выплавкой черных металлов к задержке крупных инфраструктурных проектов?

— Вопрос немного в другом. Мировые цены на металлы находятся на самом низком уровне за последние три года. Возникает вопрос: как обеспечить крупные транспортные заказы для металлургической промышленности. Например, по техническим причинам для строительства высокоскоростной железной дороги требуется 100 метров путей. Поэтому необходимо оказывать поддержку металлургическим заводам, чтобы они могли производить специализированную продукцию для крупнейших железнодорожных решений.

В случае падения мировых цен на металлы логично, что производители будут ориентироваться на внутреннее потребление, что требует создания достаточно благоприятных и понятных условий для металлургов, в том числе инвестиционных.

В настоящее время основное внимание металлургических предприятий уделяется заключению долгосрочных заказов с государством, особенно на конкретную продукцию и проекты. Если есть гарантия, металлурги получают преференции по гарантии, то как только мировые цены на металлы вырастут, предприниматели задумаются: зачем экспортировать металл, если есть внутренний спрос.

Если бы металлурги имели четкое представление о том, какие виды проката им нужны и в каком виде, волатильность производства черных металлов снизилась бы. Это, в свою очередь, будет зависеть от масштаба и востребованности инфраструктурных проектов, которые уже запущены или будут запущены в ближайшие четыре года.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Почему выручить металлургов и угольщиков сегодня могут только железнодорожники.