Гражданская авиация как неродное дитя — может и голодной походить

Финансирование программы производства отечественных самолетов и вертолетов до 2025 года может быть сокращено почти на четверть. Сообщается, что на проект «Самолето- и вертолетостроение» будет выделено 101,2 млрд рублей, что на 22,4 млрд рублей меньше ранее запланированного в федеральном бюджете. Комитет Госдумы по промышленности одобрил изменения и дал заключения по поправкам в федеральный бюджет.

Если поправка будет одобрена Госдумой 28 мая без изменений, то авиационная промышленность потеряет 12,8 млрд рублей в рамках госпрограммы «Развитие науки и технологий в Российской Федерации» (изначально было выделено 54,7 млрд рублей), а из 46,5 млрд рублей госпрограммы «Развитие авиационной промышленности» за счет сокращений авиационная промышленность потеряет 9,6 млрд рублей».

Источник, пожелавший остаться неназванным, сообщил, что в первую очередь будут сокращены субсидии лизинговым компаниям на покрытие части стоимости процентов по кредитам на покупку самолетов, а также субсидии авиакомпаниям на покрытие части стоимости обслуживания оборудования.

По его словам, сокращения вызваны задержками в реализации всего «Комплексного плана развития авиационной промышленности». Сообщается, что план был одобрен правительством РФ в июне 2022 года и предусматривает, что новые российские самолеты поступят на предприятия уже в 2023 году.

В свою очередь в «Ростехе» заверили, что испытания новых самолетов продолжаются, а также ведется подготовка к серийному производству, «чтобы в следующем году начать поставки SJ-100 и МС-21 авиакомпаниям».

Эксперт в области авиации, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что поводов для паники из-за сокращения финансирования авиационной отрасли нет.

— Дело в том, что не так давно было объявлено о переносе сроков и начала поставок на предприятие отечественных самолетов взамен импортных на 2026 год.

В этой связи хотел бы напомнить, что в бюджете на 2025 год, помимо финансирования собственно авиационной отрасли, в том числе модернизации воздушных судов до полностью импортозамещающих вариантов, предусмотрены средства на субсидирование лизинга воздушных судов и поддержку покупателей воздушных судов. Однако поскольку в этом году поставки самолетов не осуществлялись, деньги за аренду останутся невостребованными.

Поэтому в этом году не будет ни арендаторов, ни покупателей. В результате все выделенные средства были перераспределены на другие проекты.

СП: Есть ли основания беспокоиться о финансировании разработки импортозамещающих самолетов Superjet-100 и МС-21? Как заверил Ростех, оба самолета вскоре поступят в серийное производство?

— Что касается завершения разработки и испытаний этих самолетов, то все эти работы будут полностью профинансированы. Нет, ничего страшного здесь нет; это просто констатация факта, в данном случае перераспределение бюджета.

Среди этих самолетов импортозамещающие МС-21 и Superjet-100 уже поднялись в воздух и приступили к испытаниям, что обнадеживает. Одного года более чем достаточно для завершения всей новой программы испытаний и сертификации этих самолетов.

СП: Банковские процентные ставки в настоящее время по-прежнему высоки. Поставит ли это под угрозу планы по поставке новых самолетов компании?

— Когда речь идет о субсидированной аренде, конечно, ставка рефинансирования тоже учитывается. Но я думаю, что сейчас мы видим, что процентные ставки больше не растут, и даже судя по поведению банков, они начинают медленно снижаться. Сумма необходимых субсидий в следующем году, вероятно, будет немного меньше, поскольку мы по-прежнему ожидаем, что процентные ставки по кредитам будут ниже, чем в этом году.

Эксперт в области авиации, кандидат технических наук, бывший конструктор ОКБ Сухого Вадим Лукашевич указал на общеэкономическую подоплеку сокращения финансирования.

— Мы видим, что наша экономика фактически не растет. Хотя это еще не рецессия, но уже наблюдается очень серьезный экономический спад. Между тем военные действия продолжаются, но они все равно требуют финансирования.

Правительство столкнулось с необходимостью сокращения статей бюджета.

Обратите внимание: Пополнение доходной части бюджета с помощью л*гализации работы д*вуш*к л*гкого пов*д*ния..

Очевидно, что в нынешних условиях расходы на оборону сокращаться не будут. Остаются социальные вопросы и инфраструктурные проекты, включая гражданскую авиацию. В вышеуказанных случаях субсидия арендодателю будет уменьшена.

«СП»: Это не для продюсеров…

— Даже если самолет будет произведен, он не покинет пределы завода. Они не будут переданы лизингодателям, а будут куплены у Объединенной авиастроительной корпорации.

Каковы источники средств у лизингодателя? Банковские кредиты и субсидии. Очевидно, что кредит крайне рискован из-за высоких процентных ставок.

Субсидии и гранты также сокращаются. Поэтому, даже если производственная статистика покажет, что все показатели в норме, самолет в итоге не поступит на предприятие.

Я сомневаюсь, что кто-либо в администрации или в офисе президента, отвечающий за стратегическое планирование, примет решение, основываясь на том, что произойдет в течение следующих полутора лет. Если на этот раз всё будет терпимо. В результате сократилось финансирование социальных статей бюджета и инфраструктурных проектов. Что бы произошло, если бы бой продлился дольше?

СП: Возможно ли как-то скорректировать планы поставок оборудования в отрасль?

— Видите ли, гражданская авиация сегодня для нас явно не приоритетна, что бы ни говорили высокопоставленные чиновники. Так же, как космос. Поэтому чиновники относятся к факту, что процесс сертификации MS-21 не будет завершён к концу 2025 года, — и никто в любом случае не будет сурово наказан.

Напомним, что его импортозамещающую версию планировалось запустить еще в 2016 году, однако сроки неоднократно переносились. И никто не был наказан. Может быть, они просто накричали на меня, вот и все. Поэтому средства могут быть сокращены — с их точки зрения, ничего страшного все равно не произойдет.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Гражданская авиация как неродное дитя — может и голодной походить.