Сокращение финансирования авиапрома: переносы поставок и перераспределение бюджета

Бюджетное финансирование программы по производству российских самолетов и вертолетов до 2025 года может быть урезано почти на четверть. Согласно новым данным, на проект «Самолето- и вертолетостроение» планируется выделить 101,2 млрд рублей, что на 22,4 млрд рублей меньше изначально заложенной в федеральном бюджете суммы. Соответствующие поправки уже получили одобрение комитета Госдумы по промышленности.

1. Структура сокращений

Если изменения будут приняты Госдумой 28 мая, то отрасль лишится 12,8 млрд рублей в рамках госпрограммы «Развитие науки и технологий» (из первоначальных 54,7 млрд) и 9,6 млрд рублей из госпрограммы «Развитие авиационной промышленности» (из 46,5 млрд).

По информации анонимного источника, в первую очередь урежут субсидии лизинговым компаниям, которые покрывают часть процентной ставки по кредитам на покупку самолетов, а также субсидии авиакомпаниям на обслуживание оборудования.

2. Причины пересмотра бюджета

Сокращения объясняются задержками в реализации «Комплексного плана развития авиационной промышленности», утвержденного правительством в июне 2022 года. План предполагал, что новые отечественные самолеты поступят на предприятия уже в 2023 году, но сроки были сдвинуты.

В «Ростехе», однако, заявляют, что испытания новых лайнеров продолжаются, а подготовка к серийному производству идет полным ходом, чтобы в следующем году начать поставки SJ-100 и МС-21 авиакомпаниям.

3. Мнение экспертов: паниковать рано?

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что поводов для тревоги нет. Он напоминает, что поставки отечественных самолетов взамен импортных были перенесены на 2026 год. Поскольку в текущем году поставки не осуществлялись, а субсидии на лизинг и поддержку покупателей оказались невостребованными, средства были закономерно перераспределены на другие проекты.

«Что касается завершения разработки и испытаний самолетов, то все эти работы будут полностью профинансированы. Это не катастрофа, а констатация факта и перераспределение бюджета», — отмечает эксперт. Он добавляет, что импортозамещающие МС-21 и Superjet-100 уже поднялись в воздух, и года должно хватить для завершения испытаний и сертификации.

На вопрос о высоких банковских ставках Гусаров ответил, что, судя по поведению банков, ставки начинают медленно снижаться, поэтому объем необходимых субсидий в следующем году, вероятно, будет меньше.

4. Экономический контекст и стратегические приоритеты

Бывший конструктор ОКБ Сухого, кандидат технических наук Вадим Лукашевич видит причину в общей экономической ситуации. «Экономика фактически не растет, наблюдается серьезный спад. Военные действия продолжаются и требуют финансирования. Правительство вынуждено сокращать статьи бюджета», — поясняет он.

По его словам, в таких условиях расходы на оборону сокращать не будут, а под удар попадают социальные статьи и инфраструктурные проекты, включая гражданскую авиацию.

Лукашевич обращает внимание на системную проблему: даже если самолеты будут произведены, они могут не покинуть завод из-за проблем у лизингодателей, чьи источники средств (кредиты и субсидии) сейчас под вопросом. «Кредит крайне рискован из-за высоких ставок, а субсидии сокращаются», — констатирует эксперт.

Он выражает сомнение, что в текущих условиях гражданская авиация является реальным приоритетом для государства. «Чиновники спокойно относятся к тому, что сертификация МС-21 не завершится к концу 2025 года — ведь никто не понесет сурового наказания, как это уже бывало при переносах сроков с 2016 года», — заключает Лукашевич.

Обратите внимание: Пополнение доходной части бюджета с помощью л*гализации работы д*вуш*к л*гкого пов*д*ния..

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Гражданская авиация как неродное дитя — может и голодной походить.