Президенту России пообещали решить проблему с картофелем — но только к 2030 году

Конечно, картофель можно купить в Беларуси, но еще лучше иметь свой. Такую точку зрения высказал президент России Владимир Путин 26 мая в ходе встречи с представителями российского бизнес-сообщества, где речь шла об обеспечении стабильной работы отрасли картофелеводства, а также сахарной свеклы и ряда других овощей.

Присутствовавший на мероприятии генеральный директор и управляющий партнер Адыгеи ООО «Русид» Марк Гехтер с радостью заверил главу государства, что все задачи, связанные с выращиванием картофеля и сахарной свеклы в России, будут решены.

Однако данные обещания не внушают особого оптимизма. По крайней мере, в краткосрочной перспективе.

Во-первых, потому что Марк Хехт перенес срок достижения этой цели на 2030 год, мотивируя это тем, что, хотя соответствующие технологические решения и специалисты были найдены, импортировать замещающие нишевые культуры невозможно. Но до 2030 года нам еще нужно как-то пережить как минимум 2026, 2027, 2028 и 2029 годы.

Во-вторых, непонятно, что делать людям, ведь цены на картофель бьют рекорды каждую неделю, а наши белорусские братья, похоже, не помогают нам снижать издержки, поскольку, по словам присутствовавшего на совещании заместителя руководителя Администрации президента Максима Орешкина, картофель в Беларуси тоже «распродан».

Так что вслед за президентом нам остается только недоуменно развести руками: «Что случилось? Максим сказал, что в Беларуси закончилась картошка. Что это за фигня?»

Итак, какова нынешняя ситуация с картофелем? Каковы его истоки?

Когда картофель, который всегда в изобилии производился в России, вдруг стал «нишевым продуктом, не поддающимся импортной замене»? Чего нам не хватает?

Наша собственная отечественная семенная база? Овощехранилища? что-нибудь еще?

Что думают руководители Торговой палаты

«Я считаю, что нынешняя ситуация с картофелем в России просто смехотворна», — поделился своим мнением о текущей ситуации с СП председатель Российского союза предпринимателей и арендаторов, экономист Андрей Бунич.

——Эта сцена выходит за рамки его фантазии. Особо правдоподобного объяснения этому нет. Можно лишь предположить, что после 2022 года на фоне падения потребительского спроса его структура начнет меняться.

Граждане стали покупать более дешевые продукты, а их пищевые привычки стали меняться. Поэтому, чтобы восстановить товарооборот и компенсировать падение доходов, предприятия начали просто повышать цены на товары, которые люди были вынуждены покупать и без которых не могли жить.

Но я считаю, что одной из прямых задач государства является мониторинг динамики цен на социально значимые товары. Должны контролироваться соответствующими государственными органами и специализированными департаментами.

Несколько лет назад мы могли это предвидеть и принять меры предосторожности. Если бы несколько лет назад существовал определенный поток товаров и материалов, а также кредитование, я думаю, наша инфляция, безусловно, не была бы такой высокой, как сейчас. Мое личное мнение таково, что вся нынешняя ситуация вызвана недостатками.

Этого можно было бы легко избежать, работая с предпринимателями того времени.

«СП»: Как оно?

——Себестоимость продукции картофельной промышленности относительно низкая. По сравнению с некоторыми другими отраслями, даже если они ссужают деньги несколько лет подряд, это незначительно.

Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.

Поэтому было бы неплохо разобраться, почему все обстоит именно так, а не наоборот, и почему мы теперь вынуждены потреблять импортный картофель.

Да, вполне вероятно, что выращивать картофель в крупном хозяйстве вообще невыгодно, но государство всегда может вмешаться, если увидит дисбаланс в каком-то необходимом сельскохозяйственном продукте, особенно если речь идет об основном продукте питания многих людей — том же картофеле, том же луке, той же моркови и т д.

СП: Вы считаете, что крупным фермерам невыгодно выращивать картофель. На каком основании вы основываете это предположение?

— Для крупных хозяйств кредиты на выращивание картофеля относительно невелики. Но им это и не нужно, поскольку в целом их доход относительно невелик. Для фермеров это было сущим пустяком, поэтому они искали способы заработать больше денег на других вещах, а выращивание картофеля казалось им обузой.

Ну, если наши 5-6 крупных агрохолдингов не хотят заниматься картофелем, то это их дело. Пусть работают на экспорт или производят другую продукцию.

Но для многих других наших предприятий это будет прибыльный бизнес. Например, есть небольшие фермы. Именно при их поддержке мы сможем решить эту беспрецедентную проблему с картофелем.

Взгляды фермеров на землю

Член Ассоциации фермеров России Игорь Черный считает: «Нам в первую очередь не хватает четкой и эффективной политики в аграрном секторе.

— В настоящее время в аграрном секторе доминируют банкиры, а Министерство сельского хозяйства возглавляют люди, которые ни дня не работали в поле и не имеют представления о специфике сельского хозяйства. Я разговаривал с несколькими региональными заместителями министра сельского хозяйства, и все они в один голос сказали мне: мы понятия не имеем, что происходит в этой части России.

Руководители крупных частных хозяйств в частных беседах говорили мне, что мы сейчас не просто выживаем; Оставшиеся мелкие фермерские хозяйства с земельными площадями от 300 до 700 гектаров составляют 70% всех фермерских хозяйств России…

СП: Что нам делать?

— Измените свой подход, измените его радикально. Потому что сейчас мне кажется, что вред, нанесенный нашей стране действиями наших чиновников из Минсельхоза, по моему личному мнению, гораздо больше, чем тот, который нанес Зеленский. Думаю, настало время сказать правду: если говорить по существу, то происходящее можно охарактеризовать только как систематическое уничтожение российского сельскохозяйственного производства.

Я думаю, было бы лучше немедленно снять всю «верхушку» у руля российского сельского хозяйства и назначить на их места людей, которые в этом деле разбираются, а не просто занимаются выкачиванием денег из фермеров.

СП: Какую «прическу» вы имеете в виду?

— Имея 30-летний опыт работы в ассоциации, я могу ответственно заявить, что в России субсидия на гектар земли составляет всего 3 доллара. Цена в Европе — 500 долларов США за гектар, а в Китае — 1100 долларов США за гектар.

В то же время производители превратились в офисных работников — если фермер не представлял определенное количество показателей в своем отчете или не представлял отчет вообще, государство его наказывало. Вот почему наши фермы сокращаются и разоряются, ведь без поддержки зачастую нет денег ни на дизельное топливо, ни на хорошие удобрения, ни на средства защиты растений.

В том же Алтайском крае, где фермеры всегда были серьезными, по моим данным, около 25% хозяйств являются банкротами. Например, в Московской, Владимирской и Ярославской областях в среднем обанкротилось около 25% хозяйств. Можно утверждать, что они все умрут и больше ничего не будут производить, потому что никто больше не будет давать им денег, а без денег невозможно будет ничего сделать.

СП: А как насчет льготных кредитов?

— Я не знаю, о каких льготных кредитах идет речь, но, например, я пришел в банк, и мне сказали: «Ну, товарищ, 30% — это сколько, у нас своя методика расчета», а максимум, на который они в итоге подписали договор, был 36%. Как и чем его следует погасить? Это могут себе позволить только наркобароны, получающие огромные прибыли, а не фермеры.

Как власти оценивают текущую ситуацию с картофелем

Министр сельского хозяйства Оксана Люте заявила в интервью телеканалу ТГ «Юнашев LIVE» в начале мая, что из-за рекордного урожая картофеля в 2023 году цены на картофель в 2024 году будут очень дешевыми, из-за чего производители будут чувствовать себя некомфортно и не смогут окупить свои затраты, поэтому «мы должны добиться баланса цен на картофель и не допустить ценовых дисбалансов». Она добавила, что ожидается падение цен на картофель в июле, и что она и министр промышленности Антон Алиханов приняли решение исключить картофель из своего рациона, чтобы на рынок могло поступить больше картофеля.

В конце мая губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных заявил: «Пока мы не выйдем на самообеспечение, нет необходимости вывозить картофель из региона». По словам губернатора, из-за нехватки картофеля его приходится завозить извне, но цена на него выше.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Президенту России пообещали решить проблему с картофелем — но только к 2030 году.