Правительство России рассматривает возможность продления ограничений на экспорт топлива, чтобы стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке. Основной целью является обеспечение достаточных поставок бензина и дизеля для отечественных потребителей.
1. Предстоящее совещание и возможные меры
9 июля вице-премьер Александр Новак проведёт совещание, посвящённое рынку нефтепродуктов. На повестке дня — вопрос о продлении запрета на экспорт бензина до конца сентября 2025 года. Важно отметить, что сейчас запрет действует только для компаний-посредников (дилеров) и истекает 31 августа, в то время как производители нефтепродуктов могут экспортировать без ограничений. На совещании может быть рассмотрено распространение этого запрета и на них.
2. Текущая ситуация на рынке
Несмотря на заявления официальных лиц о стабильности, рыночные цены на бензин в июне достигли максимума с начала года. В Министерстве энергетики подчёркивают, что полный запрет экспорта пока не рассматривается как срочная мера, однако правительство готово вернуться к этому вопросу, если участники рынка проявят инициативу. Таким образом, власти демонстрируют гибкий подход, оставляя за собой право на регулирование.
3. Мнение эксперта: запрет маловероятен, но сигнал важен
Игорь Юшков, эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности, считает, что введение полного запрета на экспорт в ближайшее время маловероятно. По его словам, в стране нет риска дефицита: добыча нефти и производство бензина растут, а все крупные НПЗ работают в штатном режиме, проводя лишь плановые ремонты.
Эксперт объясняет, что прошлые жёсткие ограничения на экспорт вводились в период реального дефицита, вызванного, например, длительными остановками заводов на ремонт критического импортного оборудования. Сейчас такой ситуации нет.
4. Цель совещания — профилактическое воздействие
Основная цель предстоящего обсуждения, по мнению Юшкова, — не принять немедленные запретительные меры, а оказать «мягкое» давление на нефтяные компании. Правительство хочет дать понять, что приоритетом должен быть внутренний рынок. Это сигнал: если компании самостоятельно не увеличат поставки внутри страны, власти могут прибегнуть к административным решениям, что будет менее выгодно для бизнеса.
Такой подход позволяет избежать резких шагов, но при этом стимулирует производителей действовать в интересах национальной экономики. Для компаний поставки на экспорт часто более выгодны, но в случае директивного запрета им пришлось бы продавать весь объём внутри страны, что привело бы к падению цен и, как следствие, к ещё большим убыткам.
5. Особенности рынка дизельного топлива
Отдельно стоит вопрос о дизельном топливе, критически важном для уборочной кампании. Эксперт отмечает, что Россия производит дизеля вдвое больше, чем потребляет, поэтому дефицит здесь исключён. Ограничения на его экспорт ещё менее вероятны, чем на бензин, хотя правительство может использовать эту тему как дополнительный рычаг влияния для сдерживания цен.
6. Внешний контекст: цены на нефть
Комментируя недавнее повышение цен на нефть Саудовской Аравией, Юшков объясняет это стандартным рыночным механизмом. Эмират отслеживает конъюнктуру и корректирует свои официальные цены, привязывая их к биржевым котировкам, а не пытается манипулировать рынком.
Последние новости о рынке нефти и газа, а также о стоимости бензина и дизельного топлива смотрите в разделе «Свободная пресса».
Обратите внимание: Кстати о митингах на фондовом рынке Стив Селенгут.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Нефтепереработчикам мягко, но настойчиво укажут место на внутреннем рынке.