Константин Калачев: Технологическая отсталость — главный вызов для нового министра транспорта России

Президент России Владимир Путин назначил Андрея Никитина министром транспорта, что было утверждено Государственной Думой. Это решение последовало после встречи главы государства с Никитиным, которому было предложено возглавить министерство.

Смена руководства Минтранса происходит на фоне сложной ситуации в ведомстве, связанной с отставкой и последующей смертью предыдущего министра Романа Старовойта. Помимо возможных вопросов, касающихся хищений при строительстве в Курской области, под сомнение ставится и эффективность работы министерства под его руководством. Ярким примером стали недавние события в московском аэропорту, где из-за внештатной ситуации были отменены сотни рейсов, оставив тысячи пассажиров, включая семьи с детьми, без возможности улететь и вынудив их ночевать в терминалах.

Хотя причиной закрытия аэропорта стал форс-мажор, реакция министерства и авиакомпаний на кризис была признана неудовлетворительной. Коллапс в авиации вызвал цепную реакцию, приведя к перегрузке железнодорожного сообщения, где, по сообщениям туроператоров, билеты на ключевые направления, такие как Москва — Санкт-Петербург, были полностью распроданы.

1. Корень проблем: системный кризис и устаревшая инфраструктура

Эксперт Константин Калачев в интервью «Российской газете» охарактеризовал пост министра транспорта как «расстрельную должность», учитывая масштаб накопившихся проблем. Он отметил, что для такой протяженной страны, как Россия, транспорт — это кровеносная система, состояние которой в последние годы стремительно ухудшается.

Одной из ключевых проблем является деградация региональной авиационной инфраструктуры. Согласно данным Счетной палаты, количество введенных в эксплуатацию взлетно-посадочных полос за два года сократилось почти вдвое. Эта нехватка современных ВПП, перронов и персонала уже стала одной из причин недавних авиационных происшествий. Кроме того, государство сокращает субсидии на социально значимые авиамаршруты, что фактически изолирует, например, Дальний Восток от центра страны.

Ситуацию усугубляют внешние обстоятельства, такие как временные ограничения на полеты в ряде южных регионов после начала специальной военной операции. Это создало дополнительную нагрузку на железные дороги, которые и без того испытывают трудности. Объем грузоперевозок по РЖД падает, скорость доставки снижается, а тарифы растут.

2. Технологический тупик и зависимость от импорта

По мнению Калачева, глобальной проблемой отрасли является глубокая технологическая отсталость. Железнодорожный парк во многом relies on советскому наследию, а попытки импортозамещения, например, для высокоскоростных поездов «Сапсан», сталкиваются со значительными сложностями. Состояние многих региональных электропоездов оставляет желать лучшего.

В авиации ситуация не менее критична. Производство отечественных самолетов, таких как SSJ-100 или новый транспортный «Байкал», постоянно отстает от графика, в то время как парк зарубежных лайнеров (Boeing и Airbus) сокращается. Растет зависимость от «серого» импорта запчастей, что напрямую влияет на безопасность полетов. В 2024 году количество авиационных происшествий с пассажирскими самолетами выросло на 30%. Проблемы с надежностью двигателей и конструкцией самолетов ставят под вопрос безопасность перевозок, что находится в прямой зоне ответственности Минтранса.

Обратите внимание: Экологическая повестка при развитии экономики РФ.

Кризис не обошел и водный транспорт. Инцидент с танкером в декабре прошлого года, едва не приведший к экологической катастрофе, высветил проблему изношенности флота, основу которого до сих пор составляют суда, построенные в СССР в 1960-70-х годах.

3. Задачи для нового министра: от технологий до социальных тарифов

Перед Андреем Никитиным, по оценке эксперта, стоят сложнейшие задачи. Помимо преодоления технологического отставания и достижения реального, а не декларативного технологического суверенитета, необходимо развивать логистическую систему в целом. За пределами Москвы и крупных центров дорожная сеть развита слабо, многие региональные аэропорты находятся в аварийном состоянии, а затраты на их поддержание ложатся на плечи пассажиров через высокие цены на билеты.

Калачев подчеркивает, что министр транспорта — ключевая фигура в правительстве, которая должна уметь координировать работу с другими ведомствами, «стучать по столу», доносить неприятную информацию и предлагать комплексные решения. Молчаливая реакция министерства на постоянные переносы сроков выпуска отечественных самолетов ведет в тупик.

От Никитина, имеющего опыт работы в Агентстве стратегических инициатив, ждут не только технократических решений, но и внимания к социальным аспектам. Яркий пример — непропорционально высокие цены на авиабилеты внутри страны, когда перелет из Москвы в отдаленные регионы России может стоить дороже, чем путешествие за границу.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Константин Калачев: Глобальная проблема отрасли — технологическая отсталость.