В дипломы выпускников предложили добавить графу о цифровых навыках для повышения конкурентоспособности

В России появилась инициатива дополнить дипломы о высшем образовании специальным разделом, который будет отражать цифровые компетенции, полученные студентом за время обучения. Это предложение направлено вице-премьеру Дмитрию Чернышенко и призвано решить одну из ключевых задач современной экономики.

1. Цифровизация как национальный приоритет

Развитие цифровых технологий в экономике и социальной сфере закреплено как одна из национальных целей развития России. Согласно экспертным оценкам, к 2030 году более половины ежегодного прироста ВВП страны будет обеспечиваться именно за счет процессов цифровизации.

2. Кадровый вызов цифровой эпохи

Одной из главных проблем на пути цифровой трансформации является острый дефицит квалифицированных кадров. По данным экспертов, в России не хватает около миллиона специалистов для цифровой экономики, и этот разрыв продолжает увеличиваться. В рамках национальной программы «Цифровая экономика» планируется подготовить сотни тысяч IT-специалистов, но этого недостаточно.

Обратите внимание: «О незаконности действий нам необходимо говорить так, словно у нас её нет».

Глобальные изменения затрагивают не только IT-сферу. Цифровые навыки становятся обязательным требованием для специалистов самых разных, в том числе традиционных, профессий. Исследования, такие как доклад Всемирного экономического форума «The Future of Jobs 2020», показывают, что к 2025 году половине всех работников потребуется дополнительное обучение или переквалификация, чтобы соответствовать новым требованиям рынка труда.

к 2025 году каждому второму сотруднику придется пройти переквалификацию, так как имеющихся навыков не будет хватать для выполнения рабочих обязанностей.

3. Адаптация высшей школы и новая роль диплома

Российская высшая школа демонстрирует гибкость, адаптируя учебные программы под запросы времени. Минобрнауки готовит изменения в образовательные стандарты (ФГОС), чтобы включить IT-компонент во все программы обучения, даже в непрофильные.

Однако текущий формат диплома не успевает за этими переменами. Он фиксирует направление подготовки, но умалчивает о конкретных цифровых навыках, которые освоил выпускник. Это ставит молодых специалистов в невыгодное положение при поиске работы, ведь именно эти компетенции сегодня высоко ценятся работодателями.

4. Предложение: графа «Цифровая квалификация»

Для решения этой проблемы предлагается ввести в диплом о высшем образовании специальную графу — «цифровая квалификация». В ней будет указана область цифровых знаний, которую студент изучил углубленно и в которой получил практический опыт. Например, это может быть «анализ данных в маркетинге», «цифровые инструменты в проектировании» или «автоматизация бизнес-процессов».

Такое нововведение даст двойной эффект. Во-первых, выпускники получат официальное подтверждение своих цифровых компетенций, что повысит их конкурентоспособность на рынке труда. Во-вторых, это создаст для вузов дополнительный стимул постоянно актуализировать учебные планы, делая их более соответствующими реалиям цифровой экономики.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Цифровые навыки выпускников необходимо указывать в дипломе.