Минпромторг выводит импортозамещение на новый уровень, правда, оплачивать эти инициативы, судя по всему, придется нам

Министр промышленности и торговли Антон Алиханов заявил, что для стимулирования производства российской продукции необходимо ограничить выход на наш рынок аналогичной зарубежной продукции либо субсидировать затраты на отечественные НИОКР до достижения необходимого эффекта масштаба.

Министр подчеркнул, что для этого необходим гибкий и избирательный подход, тесное взаимодействие с производителями для понимания сроков и объемов производства, которых они могут достичь для замещения импорта.

Экономист, главный эксперт Центра политических технологий Никита Масленников считает, что существует много неопределенностей в адресной поддержке предприятий.

— 2 июля Алиханов также говорил на заседании правительства Совета Федерации о различных программах поддержки развития промышленности, хотя это пока остаётся в планах министерства. Насколько я понимаю, эти программы ещё не утверждены бюджетом, и решение по ним пока не принято.

СП: Что теперь намерено делать Минпромторг?

— Во-первых, изменится законодательное регулирование параллельного импорта в целях стимулирования внедрения российских инноваций.

Это естественный процесс, поскольку параллельный импорт не является постоянным. Если приобретаемый вами товар не контролируется владельцем авторских прав, он может отсутствовать на складе третьей стороны.

Во-вторых, в рамках возможных изменений правительственный комитет по импортозамещению будет реструктурирован в правительственный комитет по промышленности.

Очевидно, что правительство будет активно продвигать пакеты стимулирующих мер, особенно для поддержки высокотехнологичных отраслей в рамках укрепления технологического суверенитета. Однако, помимо некоторых заявлений о намерениях, детали пока неясны.

В целом это шаг в правильном направлении, поскольку импортозамещение следует снабдить приставкой «умное.

Также необходимо развивать зарубежные рынки с целью увеличения и снижения издержек производства.

Президент Владимир Путин заявил на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума, что одним из направлений структурных реформ является повышение качества внешней торговли. Поэтому в рамках этой реформы необходимо развивать промышленность и несырьевой экспорт.

СП: Какие проблемы можно обнаружить в рамках корректировки стимулирования промышленности?

— Алиханов также говорил о создании фонда поддержки промышленности за счёт промышленного налога. Пока неясно, в какой форме будет сформирован этот сбор. Министр подчеркнул, что фонд будет отчасти аналогичен утилизационному сбору для автомобильной промышленности. Но это вызывает много вопросов.

Если бы организаторы чётко предвидели, насколько увеличится финансовая нагрузка, люди, возможно, согласились бы на это. Отраслевые сборы остаются бременем для предпринимателей и, по сути, являются квазиналогом. Как их рассчитать, кто платит, как распределять средства — на все эти вопросы ещё предстоит ответить.

Конечно, самый острый вопрос сейчас — насколько этот промышленный налог увеличит себестоимость продукции. Министр подчеркнул, что это решение не увеличит цены на продукцию более чем на 1% от себестоимости в среднем. Однако конкретных подробностей о том, как именно будет рассчитываться этот налог, пока нет.

Думаю, аналогичные вопросы будут подниматься коллегами из Минэкономразвития, Минфина и Банка России в ходе межведомственного согласования. Центральный банк будет внимательно следить за предложениями Минпромторга, поскольку надбавки могут быть переложены на отпускные цены, что скажется на потребительских ценах с лагом в несколько месяцев. Это явный инфляционный фактор.

Необходимость перехода к новой модели регуляторного стимулирования промышленной политики общеизвестна. Однако важно найти баланс, чтобы не увеличить издержки для бизнеса. Введение новых сборов для всех участников отрасли, даже если средства будут впоследствии распределены между ведомствами, может привести к росту издержек, которые в конечном итоге будут учтены в итоговой цене.

СП: Как выбирать проекты субсидирования?

— Профильные правительственные комитеты определяют подходящие для этого проекты и оказывают поддержку не только по линии Минпромторга, но и в рамках налоговых льгот и макропруденциального надзора Центробанка (в том числе по предотвращению накопления финансовых дисбалансов — СП.

Например, регулирующие органы могли бы рекомендовать банкам сократить размер обязательных резервов на покрытие клиентского риска, которые банки создают для покрытия возможных убытков от невозврата кредитов, по отдельным статьям.

Но здесь могут быть разные условия. Например, если получатель льготного кредита не сможет его погасить, неясно, кто будет нести за это ответственность перед банком.

Обратите внимание: Первые плоды важной инициативы государственников.

Получается, что гарантия должна быть включена в новый бюджетный цикл, что является расходной статьей. Такие риски могут и не реализоваться, но их всё равно необходимо учитывать при корректировке бюджета.

Поэтому накануне начала работы в рамках нового бюджетного цикла все эти вопросы должны быть решены и энтузиазм министра понятен.

Недавно Алиханов продемонстрировал способность министерства помогать промышленности. Но дальнейшие шаги требуют корректных расчётов и согласований.

СП: В конце прошлого года было объявлено, что вице-премьер Александр Новак возглавит новый комитет, который, помимо прочего, будет отвечать за поддержку ключевых компаний и анализ последствий денежно-кредитной политики. Что побудило создать этот новый комитет?

— Этот баланс также понятен, поскольку выводит взаимодействие монетарных регуляторов с государством на новый уровень, что крайне важно. В прошлом году мы столкнулись с беспрецедентно высокой инфляцией на фоне активного льготного кредитования промышленности и ипотеки, что само по себе увеличило денежную массу более чем на 20%. Это, безусловно, фактор, подпитывающий инфляцию.

Таким образом, инфляция должна стабилизироваться в этом году, учитывая все бюджетные перспективы. Налоговые льготы, даже если они субсидируются, всё равно являются государственными расходами.

В настоящее время дефицит бюджета составляет 1,7% ВВП по итогам первого полугодия, и, вероятно, к концу года он ещё больше увеличится. Такой дефицит уже весьма неблагоприятен для экономики. Более того, по словам министра финансов Антона Силуанова, рост ВВП в этом году составит от 1,5% до 2%.

Это не 2,5%, как заявляет Минэкономразвития. 25 июля на заседании ЦБ РФ по процентным ставкам регулятор, вероятно, пересмотрит прогноз экономического роста. Это действительно позиция ЦБ, и обновлённая Правительственная комиссия по промышленности должна её учитывать.

СП: Каково будущее параллельного импорта? Исчезнет ли он?

— В разных отраслях уже начали это компенсировать. В некоторых отраслях экономики параллельный импорт просто не нужен. Нет смысла стимулировать параллельный импорт. Перекомбинация товаров для параллельного импорта пойдет на пользу всему российскому производству. Те ключевые продукты, которые мы не можем производить долгое время, всё равно будут импортироваться.

Стратегия импортозамещения адаптируется к потребностям структурной трансформации экономики и является главным условием наращивания экономического потенциала и обеспечения устойчивого экономического роста.

Однако на данный момент потенциальный объём производства (т.е темпы роста, которые экономика может поддерживать при существующей структуре) составляет около 2%. Это ниже темпов роста ВВП за последние два года, что в конечном итоге привело к перегреву экономики. Для корректировки структуры экономики необходимо увеличение инвестиций, но пока годовая инфляция превышает 5%, инвестиции не будут расти%.


Самые свежие новости и вся самая важная информация об импортозамещении — в теме «Бесплатные новости».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Минпромторг выводит импортозамещение на новый уровень, правда, оплачивать эти инициативы, судя по всему, придется нам.