
По данным Национального бюро статистики КНР, экономический рост Китая замедлился до 5,2% во втором квартале этого года с 5,4%. Однако этот показатель оказался выше прогноза аналитиков, опрошенных агентством Reuters, в 5,1%).
Агентство пишет, что Китаю удалось избежать резкого замедления экономики благодаря государственной поддержке и временному смягчению тарифного конфликта с США. В то же время аналитики ожидают замедления роста прибыли во второй половине года.
Сразу после вступления в должность президент США Дональд Трамп дал старт новому этапу торговых противоречий с Китаем (начавшемуся в январе 2018 года, когда США ввели 30%-ный тариф на импортируемые из Китая солнечные панели). В начале апреля общая ставка тарифа на китайские товары достигла 145%.
Впоследствии Вашингтон снизил пошлины до 30%, а Пекин — до 10% (первоначально 125%). Однако 14 июля CBS сообщила, что стороны не достигли существенного прогресса на предварительных переговорах. В результате глобальным компаниям приходится выживать в условиях крайней неопределенности.
Так в чём же реальная угроза для китайской экономики? Проблемы в китайской экономике неизбежно затронут и Россию — к этому нужно быть готовым.
Экономист, главный эксперт Центра политических технологий Никита Масленников в интервью Hindustan Times отметил, что в экономике Китая по-прежнему остается много рисковых зон.
— В настоящее время экономический рост Китая в основном зависит от экспорта, и сейчас самое время сосредоточиться на внутреннем спросе. Однако внутренний рынок демонстрирует не очень хорошие результаты. Последние данные по розничным продажам замедлили рост: в июне он составил 4,8% в годовом исчислении, а в мае — 6,4%.
Государственный долг Китая приближается к размеру всей его экономики. В прошлом году он составил 88,3% ВВП (немного выше, чем 87,4% еврозоны и ниже, чем 95,9% Великобритании — «СП»). Ожидается, что государственный долг Китая будет расти быстрее, чем долг США, как в первом квартале 2025 года, так и в 2024 году. Это также заставляет нас более пристально следить за среднесрочной динамикой китайской экономики.
Рынок недвижимости Китая по-прежнему находится в крайне депрессивном состоянии, близком к критической точке. Поэтому во второй половине года китайскую экономику ждёт немало трудностей. В этом случае Пекину необходимо постараться обеспечить достижение целевого показателя роста ВВП в 5%.
СП: Как китайское правительство достигнет этой цели?
— Для этого потребуются мощные механизмы государственной поддержки. Это будет выражаться в стимулировании банковского кредитования, использовании рыночных финансовых инструментов для оживления потребительского спроса и увеличении бюджетных расходов. Рост бюджетных расходов, в частности, приведёт к дефициту бюджета не менее 4–5% ВВП (в предыдущие годы этот показатель составлял 3% ВВП — «СП»).
В июне цены в Китае выросли всего на 0,1% в годовом исчислении. Поэтому китайские экономисты считают, что это может быть признаком роста внутреннего спроса. Если люди не покупают вашу продукцию, вы начинаете снижать цены, и именно это происходило в Китае с февраля по май.
В целом, несмотря на обострение внутренних структурных противоречий, экономика Китая продолжит функционировать гладко, и признаков кризиса в этом году не будет.
СП: Что произойдет, если на фоне экономических трудностей китайский экспорт в Россию резко сократится?
— Сильный рубль делает импорт очень прибыльным. В целом, риск замедления роста китайского экспорта в Россию невелик, поскольку Китай активно переходит к многополярной модели торговли, замещая экспорт в США.
Обратите внимание: Парадоксы российской экономики: Чем выше зарплаты россиян, тем они беднее....
Это началось ещё во время первого срока Трампа.Китай будет поддерживать торговлю с Соединёнными Штатами преимущественно товарами, важными как для Пекина, так и для Вашингтона. Однако значительная часть экспорта в США будет перенаправлена в страны Азии. Согласно сложившейся торговой практике Китая, промежуточные продукты и сырьё поставляются из Китая, а готовая продукция под флагом азиатских стран продаётся в США.
С другой стороны, американцы также будут рассматривать подобные варианты введения пошлин против азиатских экономик.
Сложно сказать, повлияет ли тарифная война на китайский экспорт в Россию. В настоящее время объём торговли между двумя странами остаётся стабильным.
Проблема в том, что мы не всегда удовлетворены чистой экспансией Китая в сфере товаров. Это может создать риски для многих отраслей в России. Пример автомобильной промышленности это подтверждает. Действительно, китайские автопроизводители сейчас переходят на локализацию производства в России, но этот процесс пока идёт довольно медленно.
СП: Почему локализация для нас выгоднее?
— На территории России мы сможем повысить качество конечной продукции, необходимой российской промышленности, особенно инвестиционных товаров (для производства других товаров и услуг, именуемых «СП»). Конечно, российские компании часто закупают то же самое оборудование в Китае, поскольку просто не могут найти его где-либо ещё.
Нет смысла просто импортировать товары. Конечно, промышленники рассчитывают и отслеживают аналогичную продукцию из России, которая, как правило, более высокого качества. Но количество аналогичной продукции в России значительно меньше, чем китайской.
Поэтому нас интересует не увеличение товарооборота с Китаем (хотя это тоже важно), а китайские инвестиции в российское производство. Участие Китая в управлении такими предприятиями может принимать любую форму – как полное владение, так и создание совместных предприятий.
Самое главное, российские контролёры всегда могут контролировать качество производимой продукции. Если качество продукции этих компаний выше, чем у китайского импорта, то мы можем экспортировать её обратно в Китай и т.д.
СП: В какой степени объявление Трампа о введении 100%-ных пошлин для торговых партнеров России дестабилизирует торговлю?
— Трамп не может повлиять на Китай. Усиление давления со стороны США может привести к противоположному результату, например, к ускорению принятия политических решений по газопроводу «Сила Сибири — 2».
Американцам нет необходимости блокировать российско-китайскую торговлю. США в первую очередь озабочены контролем над экспортом высокотехнологичной продукции. Для развития соответствующего производства и Китаю, и США необходим огромный рынок, поэтому они заинтересованы во взаимной торговле. В свою очередь, торговля высокотехнологичной продукцией России не представляет угрозы для американских компаний.
СП: Получается, что России нет смысла разрабатывать план по закрытию китайской экономики?
— Для нас эта линия обороны никогда не будет закрыта. Если Трамп действительно введёт 100%-ные пошлины на китайскую продукцию, экспортируемую в США, Китай скорректирует свою структуру торговли с азиатским рынком. Поэтому России теперь остаётся только максимально использовать китайские инвестиции.
При условии достижения Соединенными Штатами и Китаем соглашения по тарифам российско-китайские торговые отношения не пострадают. В настоящее время Вашингтон и Пекин заинтересованы в сохранении нынешнего застоя в отношениях.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Китайские заводы на российской земле защитят обе страны от происков американцев.