
Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов заявил, что российский бюджет может зарезервировать до 2 трлн рублей в год. Для сравнения, согласно последним редакциям, расходы федерального бюджета в 2025 году составляют 42,298 трлн рублей, а дефицит — 3,792 трлн рублей.
Достичь этого можно, в частности, за счёт оптимизации неэффективных расходов и отказа от предоставления льгот социальным учреждениям и неэффективным льготам. Можно было бы сократить нерентабельные дома престарелых и непрофильные активы (например, футбольные клубы с невероятно высокими зарплатами.
Сенатор считает, что создание резервов необходимо для обеспечения приоритетных расходов, включая высокотехнологичные отрасли, оборону и безопасность. Артамонов заявил, что «бюджетная консолидация» будет достигнута не за счёт положительного секвестра бюджета, а в рамках отказа от неэффективных расходов и «максимального использования всех источников дохода».
Оптимизация не коснётся социальных расходов, поскольку они считаются «защищёнными проектами». Артамонов также подчеркнул, что примерно на такую же сумму можно сократить расходы в 2026–2028 годах.
Экономист Андрей Бунич подчеркнул в интервью СП, что за период затишья в российском бюджете накопились различные расходы, которые необходимо пересмотреть и сократить.
— Оценка в 2 триллиона рублей вполне реалистична. Существует множество неиспользуемых активов, которые не приносят дохода. Это не только задача финансового департамента, но и требует экономического анализа деятельности предприятий.
СП: Насколько серьезна проблема упущенной выгоды в России?
— У нас тысячи активов, которые, как правило, находятся вне закона. Их можно скрыть за различными судебными исками и претензиями, тем самым уклоняясь от налогообложения. Соответственно, такой бизнес не может обеспечить доход бюджета.
С помощью офшорных компаний и неоднозначных юридических процедур некоторые предприятия не могут получать налоговые поступления. При этом кто-то контролирует эти структуры и получает от них реальную прибыль, которая в основном выводится за рубеж. Убытки от таких операций могут быть очень значительными.
Если подойти к этому вопросу осмысленно, можно будет решить многие бюджетные проблемы.
Но для этого необходим комплексный экономический подход, анализ хозяйственной деятельности предприятий, в котором может участвовать и Счетная палата.
Государство проделало хорошую работу по оздоровлению бюджета, но это требует времени. Чтобы снова запустить бизнес, нужно дождаться прихода новых управленцев и начала его работы. Кроме того, эти меры основаны на формировании нового экономического механизма в России.
СП: Потенциальное сокращение расходов на 2 триллиона рублей — это чуть больше половины текущего дефицита бюджета.
Обратите внимание: Пополнение доходной части бюджета с помощью л*гализации работы д*вуш*к л*гкого пов*д*ния..
Будет ли он расти?— Дефицит бюджета, вероятно, увеличится, поскольку экономика фактически не растёт. Конечно, дефицит всё ещё несколько искусственный из-за завышенного курса рубля.
В этом случае многим игрокам проще зарабатывать с нами под высокий процент. Достаточно внести средства и получить 30% (с учётом укрепления рубля по отношению к другим валютам.
С другой стороны, даже падение курса рубля до 100 рублей к доллару к концу года может быть полезным для бюджета, поскольку именно в декабре приходится наибольший объём расходов по сравнению с другими месяцами. К этому времени курс 100 рублей к доллару сократит расходы более чем на 20%.
Однако проблемы экономического роста приводят и к более устойчивой негативной тенденции. Большинство отраслей, включая строительную, начинают стагнировать. Многие компании не могут нормально платить налоги и даже нуждаются в государственной помощи. Это, конечно, оказывает давление на бюджет.
СП: Усугубится ли проблема бюджетного дефицита?
— Валютные манипуляции, безусловно, могут привести к значительному сокращению расходов. Но если в ближайшее время не будут приняты меры по ускорению экономического роста и не будет предложен действенный план экономических преобразований, бюджетные проблемы могут сохраниться.
Дефицит бюджета, который сложился до сих пор, является искусственным из-за отклонения курса рубля. Однако он сохранится ещё долго, а значит, средства необходимо постоянно находить.
Если мы и рассчитывали на какие-то дополнительные доходы от нефти, то теперь очевидно, что в ближайшие годы мы не сможем получить существенных экспортных поступлений с внешних рынков. В лучшем случае нам удастся сохранить текущие показатели.
Если Россия не будет развивать отрасли, ориентированные на внутренний рынок, и не создаст самодостаточный народнохозяйственный комплекс (как это делают Китай и США), то мы не получим новых доходов.
Поэтому нам следует опираться на малые и средние предприятия, создавать собственный рынок капитала и запускать больше небольших проектов.
Просто нет бюджета, чтобы стоять на месте. В таком случае вам придётся постоянно помогать разным компаниям, а то и вовсе спасать их.
СП: На каком уровне следует поддерживать ключевую ставку, чтобы предприниматели могли действовать более активно и тем самым вносить вклад в наполнение бюджета?
— Этот показатель не следует считать единственным механизмом. Помимо базовой процентной ставки, центральные банки располагают десятками способов регулирования рынка, включая требования к обеспечению банков (гарантии возврата кредитов), требования к достаточности капитала (достаточности собственных средств для покрытия возможных убытков), нормативы ликвидности (способности учреждения удовлетворить текущие и ожидаемые потребности клиентов в оттоке капитала.
От таких механизмов зависит финансирование различных проектов, а регулирование этих механизмов оказывает существенное влияние на экономику.
Конечно, при прочих равных условиях более низкие процентные ставки — это лучше, но это далеко не единственный фактор. Более того, в ближайшие месяцы процентные ставки снизятся. Даже если процентные ставки достигнут 10%, это не означает, что вся экономика будет процветать, хотя те бизнесмены, которые уже сегодня активно работают, будут чувствовать себя спокойнее.
В последние годы мы столкнулись с краткосрочными адаптациями, включая изменения в логистике и грузоперевозках.
Однако, хотя российская экономика имеет большой потенциал развития и достигла определенной степени самостоятельности в реализации экономической политики, ее экономическая структура не претерпела принципиальных изменений, а рынок капитала еще не сформировался.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Андрей Бунич: При стагнации хорошего бюджета просто не бывает.