Топливный кризис в России: почему запрет на экспорт бензина не решает проблему

Российский топливный рынок столкнулся с серьёзным напряжением: биржевые цены на бензин с августа стабильно бьют рекорды. Власти, пытаясь стабилизировать ситуацию, ввели запрет на экспорт топлива для крупнейших производителей, однако эта мера, в отличие от прошлогоднего опыта, не привела к значительному снижению стоимости. Ситуацию усугубляют сезонный всплеск спроса в летний период и аварии на ряде нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

1. Динамика цен и меры реагирования

Рост котировок на бензин начался ещё в начале лета, а к концу июля приобрёл стремительный характер. В августе цены на популярные марки топлива преодолели прошлогодние максимумы. Например, 21 августа тонна АИ-92 стоила почти 73 тысячи рублей, а АИ-95 — более 81 тысячи. Для сдерживания роста правительство ввело эмбарго на экспорт бензина, которое сначала действовало до конца августа, а затем было продлено на сентябрь и октябрь. Если осенью 2023 года аналогичная мера привела к резкому обвалу цен, то сейчас её эффект оказался кратковременным и слабым: после незначительного снижения котировки вновь пошли вверх.

2. Причины дефицита и региональные различия

Экономист Никита Масленников указывает на неравномерность ситуации по стране. На юге России, где традиционно высок спрос в курортный сезон, уже ощущается дефицит бензина. К этому добавляется потребность аграрного сектора во время уборочной кампании, которая, хоть и ориентирована в основном на дизель, также создаёт давление на рынок бензина.

К структурным проблемам добавляются и внешние факторы. Часть НПЗ пострадала от атак беспилотников, что потребовало внепланового ремонта. Кроме того, в сентябре по графику начинаются плановые ремонтные работы на ряде заводов, что дополнительно сокращает предложение. Запрет на экспорт призван компенсировать эти потери, однако он не распространяется на поставки по межправительственным соглашениям, что оставляет канал для оттока топлива за рубеж.

3. Системные проблемы рынка

Эксперты сходятся во мнении, что текущие меры носят временный характер и не решают глубинных проблем. Одной из ключевых называется непрозрачность биржевых торгов. Весь объём предложения часто раскупается в первые часы торгов несколькими крупными игроками. Также отмечаются случаи «байбэка», когда НПЗ выкупают собственный бензин на бирже для формального выполнения нормативов продаж.

Другой болезненной темой является механизм топливного демпфера — бюджетных субсидий для нефтепереработчиков при высоких мировых ценах. При нынешних котировках компании не получают этих выплат, что, по мнению экспертов, ограничивает их возможности по модернизации и расширению мощностей. Этот механизм, изначально задуманный как временный, требует ежегодной корректировки. Сейчас вице-премьер Александр Новак поручил министерствам подготовить предложения по пересмотру пороговых цен для выплаты субсидий задним числом с 1 августа, что должно помочь компаниям пройти пиковый период.

4. Поиск долгосрочных решений

Для предотвращения ежегодных кризисов необходимы системные изменения. Среди обсуждаемых мер — повышение норматива обязательных продаж топлива на бирже с нынешних 15% до 17%, а также введение ограничений на стартовую цену торгов. Однако последняя мера может иметь обратный эффект, спровоцировав резкий скачок цен после снятия ограничений и создав почву для спекуляций.

Эксперты подчёркивают, что без развития срочного рынка и долгосрочных инструментов хеджирования рисков ручное административное вмешательство будет лишь добавлять турбулентности. Необходим перезапуск всей системы бензинового рынка.

5. Ситуация в агросекторе

Несмотря на общую нервозность на рынке, в сельском хозяйстве ситуация выглядит более стабильной. По словам замминистра сельского хозяйства Андрея Разина, существенных перебоев с поставками дизельного топлива или бензина для аграриев нет. Цены для них остаются на уровне прошлого года благодаря совместному плану Минсельхоза и Минэнерго, гарантирующему поставки по рыночным, но комфортным ценам. Основными вызовами для уборочной кампании остаются погодные условия, в частности жара и засуха на юге страны.

Таким образом, текущий топливный кризис высветил структурные слабости российского рынка. Запрет на экспорт стал лишь временной заплаткой, в то время как для устойчивого решения требуются глубокие реформы, направленные на повышение прозрачности торгов, модернизацию НПЗ и создание надёжных рыночных механизмов.

Обратите внимание: Сенатор предложил экспортировать платину и палладий за рубли.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Запретить нельзя экспортировать — где поставить запятую в топливном кризисе.