Рекордный импорт корейского мороженого обнажил застой в аграрной политике России

Статистика за июль преподнесла неожиданный факт: Россия удвоила закупки мороженого из Южной Кореи, установив исторический рекорд в двусторонней торговле этим продуктом. Согласно данным корейской статистической службы, российские компании импортировали 316,3 тонны лакомства на сумму 1 миллион долларов. Это более чем двукратный рост как в количественном, так и в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

1. Контекст мирового рынка

Несмотря на рекорд, в июльском рейтинге покупателей южнокорейского мороженого Россия заняла лишь четвертое место. Лидерами стали США (2,65 млн долларов), Япония (1,5 млн) и Филиппины (1,1 млн). Общий объем импорта за первые семь месяцев 2024 года составил 1,6 тысячи тонн на 4,9 млн долларов, что демонстрирует рост на 50% в натуральном выражении и на треть — в денежном.

Хотя сумма в 5 миллионов долларов кажется незначительной на фоне оборотов крупнейших российских корпораций, сама тенденция вызывает вопросы. Она указывает на определенные процессы внутри потребительского рынка и аграрного сектора.

2. Парадокс самообеспечения и импорта

Как пояснила «СП» Мария Жебит, заместитель гендиректора Национального союза производителей молока (Союзмолоко), Россия полностью обеспечивает себя мороженым. В 2023 году был установлен производственный рекорд — более 524 тысяч тонн, а в 2024-м выпуск вырос до 561 тысячи тонн.

Возникает закономерный вопрос: зачем импортировать то, что и так производится в достатке? Эксперт объясняет это стратегией розничных сетей. Рост закупок связан не с дефицитом, а с интересом к нишевым «экзотическим» продуктам, рассчитанным на аудиторию с высоким доходом. Российская индустрия обладает мощностями не только для покрытия внутреннего спроса, но и для наращивания экспорта.

В целом, по словам Жебит, отечественная молочная отрасль закрывает 86% внутренних потребностей. Импорт сохраняется в основном из Беларуси и касается молокоемких продуктов, специальных ингредиентов и товаров узкого спроса.

3. Системная проблема: застой аграрной политики

Экономист Андрей Бунич отмечает, что импорт даже такого товара, как мороженое, в разумных пределах допустим. Однако ситуация высвечивает более глубокую проблему. Россия, обладая колоссальными ресурсами — огромными массивами плодородной земли, — могла бы стать лидером продовольственного экспорта. Для этого необходима внятная программа развития АПК и четкая торговая политика.

«У нас огромное количество плодородной земли, больше, чем на всей территории Европы, — подчеркивает Бунич. — Мы могли бы свести импорт сельхозпродукции к минимуму, оставив лишь настоящую экзотику вроде бананов или кофе».

4. Что тормозит развитие?

По мнению эксперта, отрасль демонстрировала высокие темпы роста в середине 2000-х годов, когда ей уделили внимание и выделили финансирование. Однако затем движение вперед замедлилось. «Мы вышли на неплохой уровень, но застряли на нем», — констатирует Бунич.

Ключевая проблема, по его словам, — перекос в поддержке. Приоритет отдается крупным агрохолдингам, в то время как реальный потенциал роста кроется в развитии малого и среднего предпринимательства, фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств. Именно они часто занимают рыночные ниши, неинтересные крупному бизнесу. Им необходима помощь в логистике, складировании, обеспечении доступа к торговым сетям и рыночным площадкам.

5. Конкретные направления для прорыва

Экономист выделяет несколько секторов, где можно существенно сократить импорт или отказаться от него вовсе:

  • Животноводство и птицеводство: необходимо наращивать поголовье скота, которое в советский период было значительно выше.
  • Производство кормов и удобрений: Россия обладает всеми возможностями, чтобы обеспечить себя ими, но продолжает закупать за рубежом.
  • Овощеводство и рыбная отрасль: имеющийся потенциал используется не полностью. При этом цены на рыбу необоснованно превышают стоимость мяса.

6. Пути решения

Для исправления ситуации, считает Бунич, нужен системный подход:

  1. Постановка четкой цели: например, сокращение импорта аграрной продукции на 10 миллиардов долларов в год.
  2. Целевая поддержка проектов: последовательное кредитование, налоговые льготы, развитие малых форм хозяйствования.
  3. Развитие системы общественного питания: ее тесная интеграция с отечественными производителями поможет стабилизировать и снизить цены.

При этом эксперт не призывает к полному отказу от импорта. Он должен сохраняться на приемлемом для отечественного сельского хозяйства уровне, выполняя роль инструмента мониторинга мировой конъюнктуры и «подушки безопасности» на случай внутренних сложностей. Главное — исключить критическую зависимость от зарубежных поставок.

Обратите внимание: ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ. Критика концепции, предложенной К. Марксом.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Аграрная политика в стране застыла на уровне середины нулевых.