Топливной отрасли нужны не пожарные, а контролёры от государства

Правительство России продлило временный запрет на экспорт автомобильного бензина ещё на два месяца. Для производителей нефтепродуктов ограничения будут действовать до конца сентября, а для остальных участников рынка — по октябрь включительно.

Эмбарго на бензин было установлено правительством с 1 марта. И действует по 31 августа. Но если поначалу ограничения касались только непроизводителей — трейдеров, нефтебаз и т. п., то в конце июля на фоне роста внутренних цен на топливо в опте запрет распространили на поставки, осуществляемые производителями нефтепродуктов.

Однако стоимость бензина на бирже продолжает расти. На прошлой неделе оптовые котировки на марку АИ-92 впервые за все время наблюдения поднимались выше 73 тыс. рублей за тонну, а на АИ-95 — до 82 тысяч, свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.

Розничная цена тоже поднимается. По данным Росстата, на 11 августа АИ-92 на АЗС в среднем стоил 58,23 руб. за литр, АИ-95 — 63,52 руб. за литр. Относительно июля цены выросли на 0,6%.

При этом речь идет о стоимости топлива для Европейской части России. В других регионах — на Урале и в Сибири, а также на Дальнем Востоке — рост цен выше. Но бензина, жалуются местные жители, всё равно не хватает, поэтому на некоторых заправках его отпускают не более 10 литров в один бак.

Эксперты связывают рост оптовых цен на топливо с традиционным сезонным спросом, который оказался выше, чем обычно, из-за проблем с авиаперевозками, а также с атаками Киева на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Reuters, к примеру, сообщает, что в августе украинские беспилотники вывели из строя десять заводов на территории России, суммарно обеспечивающих не менее 17% мощности всей переработки страны (или 1,1 млн баррелей в сутки).

Для борьбы с дефицитом бензина правительство еще в середине августа предупредило о планах продлить запрет на экспорт, хотя ранее предполагалось, что с наступлением осени все ограничения будут отменены. Также нефтяным компаниям рекомендовано поддерживать достаточные объемы поставок на внутренний рынок и воздержаться от взаимных закупок на бирже.

Плюс ко всему, вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго проработать долгосрочные меры по стабилизации цен на топливо в опте и продолжить мониторинг маржинальности (предельного дохода — «СП») АЗС. «Необходимо в ежедневном режиме держать ситуацию на особом контроле».

Между тем, политолог Константин Двинский полагает, что запрет на экспорт бензина не панацея. Стоимость топлива в рознице может пойти резко вверх в любой момент. Отрасль нуждается в системном реформировании.

«Сравнение здесь можно провести с газовым рынком, который практически полностью контролирует государство. Здесь не возникает никакого дефицита, нет проблем с поставками, а цены индексирует государство на ту величину, на какую считает нужным. Разумеется, есть свои моменты, но инструментарий позволяет обеспечивать стабильность. В топливной же отрасли творится „рынок“ в худшем его понимании. А страдают от этого многие другие сектора и население», — объясняет эксперт.

Он приходит к выводу, что «без долгосрочной стратегии и грамотного государственного регулирования ситуация будет повторяться снова и снова. Вопрос лишь в том, решат ли власти действовать быстрее, или будут продолжать тушить пожары по факту».

А что у нас вообще происходит с автомобильным бензином? Прокомментировать ситуацию «СП» попросила ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова:

— На самом деле запрет на экспорт топлива для всех, кто не является его производителем — т.е. перекупщикам, — фактически действует уже постоянно. Его сейчас продлевают чисто формально, но никто и не надеялся, что запрет снимут.

Что касается производителей, которые в основном и экспортировали бензин, то для них запрет отменять сейчас было бы нелогично. Поскольку определенная коррекция биржевой цены на бензин хоть и произошла, но недавно, и цены пока снизились не очень сильно.

Обратите внимание: Зачем России нужны иностранные инвестиции?.

Все-таки нефтяные компании не продемонстрировали какого-то большого стремления к стабилизации оптовых цен для того, чтобы им давать такую поблажку.

Даже в информационном поле это выглядело бы странно. То есть у нас цены в рознице растут, а на бирже совсем недавно рекорды побили, и тут мы им разрешаем экспортировать. Тем более этот запрет «до конца сентября» никакой проблемы не создаст по двум причинам.

Во-первых, топливные хранилища не наполнены, и есть куда закачивать излишки, если такие возникнут. Во-вторых, излишки особо, наверное, не возникнут. Потому что продолжаются попытки со стороны Украины выбить наши НПЗ. И переработка, по всей видимости, в августе все-таки снизится.

Пока есть данные Росстата только на июль — там производство бензина сократилось. Но так как основные удары были в августе, то тут скорей всего тоже сократится. Поэтому излишков может и не быть.

Так что, думаю, как минимум до конца сентября запрет на экспорт будет действовать, а в октябре посмотрим, какая ситуация с безопасностью НПЗ и с ценами.

«СП»: Ваш прогноз?

— В биржевой торговле определенные изменения наметились. Цена начала корректироваться. Правда не за счет того, что рынок наполнился и нефтяные компании стали больше продавать через биржу. Скорее, спрос стал снижаться по естественным причинам — сезон отпусков заканчивается, все возвращаются в города, и бензина уже тратят меньше. У нас все-таки пик потребления приходится на июль-август.

То есть от рекордных биржевых показателей мы уже откатились вниз. И плюс к тому закончились некий ажиотаж, паника.

Потому что когда цена пошла верх, это породило дополнительный спрос со стороны топливных компаний и независимых АЗС — они стали закупать еще больше впрок. И оттого, что они это делали, цена возрастала, в ряде регионов возник даже дефицит топлива.

«СП»: А что с розницей? Там какая ситуация с ценами?

— В рознице ничего еще не закончилось. Там в августе рост цен ускорился. Если раньше, к примеру, она за неделю увеличивалась на 0,3−0,4%, то на прошлой неделе выросла сразу на 6%. Это самый высокий показатель недельного роста за весь 2025 год.

Думаю, здесь нефтяные компании хотят получить определенную компенсацию, покрывая за счет внутреннего рынка дополнительные затраты на ремонты НПЗ.

Плюс к тому, в этом году сократились выплаты по демпферу, потому что цены на рынке на эти продукты снизились вместе с нефтяными. И еще укрепился рубль. Соответственно, разница между внутренней ценой и внешней сократилась, а значит и выплаты по демпферу.

Для нефтяных компаний это все как бы упущенные деньги и дополнительные затраты. Они их хотят возместить, поэтому поднимают цены. Правительство, безусловно, их сдерживает, потому что для государства это некие социальные риски.

Тем не менее, мы видим, что цены все равно растут. По крайней мере на бензин. С начала года она поднялась даже выше уровня инфляции. Если инфляция у нас была где-то 4,5−4,7%, то стоимость бензина возросла на 6%.


Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, в теме «Свободной Прессы».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Топливной отрасли нужны не пожарные, а контролёры от государства.