В профессиональном обучении важны не столько выделяемые средства, сколько грамотный выбор специальностей

Правительство России заложило в бюджет на 2026–2028 годы более 105 миллиардов рублей на подготовку квалифицированных кадров. Как сообщил премьер-министр Михаил Мишустин, ключевым инструментом станет программа «Профессионалитет», которая к 2030 году должна удвоить количество образовательно-производственных кластеров. К этой работе планируется привлечь около 4 тысяч предприятий-партнеров. По словам главы правительства, эти меры направлены на выполнение задачи президента — подготовить 2 миллиона специалистов в ближайшие пять лет.

1. Текущее состояние системы СПО

На сегодняшний день в 3,2 тысячах колледжей страны обучается примерно 4 миллиона студентов. Статистика показывает, что 80% выпускников учреждений среднего профессионального образования успешно трудоустраиваются. В рамках программы «Профессионалитет» колледжи и предприятия заключают партнерские соглашения, которые позволяют бизнесу напрямую влиять на образовательный процесс: корректировать программы и привлекать своих сотрудников в качестве наставников для студентов на производстве.

2. Экспертное мнение: деньги — не главное

Экономист Никита Масленников в беседе с «СП» отметил, что выделение 105 миллиардов рублей — шаг своевременный и позитивный. Однако, по его мнению, этих средств недостаточно для кардинального повышения производительности труда через образование.

— Для реального прорыва необходимо стимулировать сами компании активнее вкладываться в обучение своих сотрудников, — считает эксперт. — Например, было бы логично освобождать такие расходы от налога на прибыль. Пока же общефедеральных стимулов не хватает, и подготовка кадров силами бизнеса стагнирует.

3. Ключевые компетенции будущего

Отвечая на вопрос о приоритетах в обучении, Масленников был категоричен: упор необходимо делать на массовое развитие цифровой грамотности и навыков работы с новейшими технологиями, включая искусственный интеллект.

— Эти элементы становятся обязательными для огромного количества профессий. Без них уже через 3–4 года человек не сможет найти конкурентоспособное рабочее место, даже если захочет сменить профиль, — подчеркнул экономист.

4. Проблема качества, а не количества

Эксперт обратил внимание на парадокс: государство может создать учебные центры и программы, но их эффективность зависит от содержания. Часто предложенные курсы не успевают за требованиями рынка, и люди не горят желанием проходить переподготовку.

— Вопрос не столько в деньгах и плановых цифрах, сколько в том, каким именно специальностям и каким методам учат. Программы нужно адаптировать с опережением, прогнозируя спрос на профессии, которые будут нужны через 1–3 года, — заявил Масленников.

5. Создание рабочих мест и измерение результата

Даже успешная переквалификация требует создания современных, высокотехнологичных рабочих мест. При этом, как отметил эксперт, скорость обновления знаний резко возросла: если 15 лет назад квалификацию можно было обновлять раз в пять лет, то сейчас этот срок сократился как минимум вдвое.

Что касается роста производительности труда — ключевого показателя успеха этих программ, — то его измерение осложнено. Стандартный метод (деление объема выпуска на фонд оплаты труда) может искажаться инфляцией. Масленников предлагает считать более тонкие показатели, например, коэффициент сложности труда, и делать это отдельно по отраслям и предприятиям.

6. Выводы и перспективы

По мнению эксперта, цель в 2 миллиона подготовленных специалистов за пять лет достижима, но при одном условии — если удастся создать действенные стимулы для инвестиций бизнеса в дополнительное образование.

Опыт программы «Профессионалитет», где ни один экзамен не сдается без демонстрации практических навыков, а студенты работают на предприятиях как стажеры, признан успешным. Этот подход, заключает Масленников, необходимо распространить и на переподготовку взрослого населения, поскольку в постоянном обновлении знаний нуждаются не только молодые специалисты.

Обратите внимание: Почему я против повышения пенсионного возраста (предвыборная статья 2018 года).

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: В профессиональном обучении важны не столько выделяемые средства, сколько грамотный выбор специальностей.