Россия лидирует в трубопроводном транспорте газа, но отстает в морских СПГ-технологиях

По прогнозу Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ), мировой спрос на природный газ к 2048 году увеличится на 39% относительно уровня 2023 года и достигнет 5,7 триллионов кубометров. Об этом заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер. Для удовлетворения растущих потребностей глобальной экономики потребуется освоить новые месторождения, которые должны будут покрыть до 80% будущего спроса.

1. Новая парадигма и российские возможности

Миллер отметил, что в предшествующие годы во многих странах инвестиции в газовый сектор существенно сократились, что было связано с политикой отказа от традиционного топлива. С 2019 года подавляющая часть мировых инвестиций направлена лишь на поддержание текущего уровня добычи. На этом фоне Россия, обладающая колоссальными запасами, в частности, 87 триллионами кубометров газа только в арктическом регионе, получает стратегическое преимущество.

2. Успехи в трубопроводном транспорте

Для реализации этого потенциала требуется масштабное импортозамещение. В «Газпроме» сообщили о значительном прогрессе: российские предприятия освоили производство уникальных стальных труб диаметром 1,42 метра, рассчитанных на рекордное давление в 150 атмосфер. Эти трубы класса прочности К70 будут использованы в проекте «Восточная система газоснабжения», что сделает Россию первой страной в мире, применяющей такие технологии в сухопутных газопроводах.

Эксперт Игорь Юшков подтверждает, что с трубопроводной инфраструктурой в России проблем нет. Импортозамещение в этом сегменте, по сути, завершено. Отечественные производители выпускают полный спектр труб и оборудование для перекачки, включая газоперекачивающие агрегаты, такие как «Ладога». Крупные экспортные проекты, включая «Силу Сибири», работают с превышением проектной мощности, и с технической реализацией «Силы Сибири-2» также не ожидается сложностей.

3. Вызовы в сфере СПГ и морской логистики

Ситуация кардинально меняется, когда речь заходит о сжиженном природном газе (СПГ).

Производство СПГ: Если с мало- и среднетоннажными установками (например, «Криогаз-Высоцк», «Газпром СПГ Портовая») Россия справилась самостоятельно, то с крупнотоннажными заводами сохраняется зависимость от зарубежных технологий. Ключевые проекты — «Сахалин-2», «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2» — изначально реализовывались с участием технологических лидеров вроде Shell, Air Products и Linde.

Транспортировка СПГ: Еще более остро стоит вопрос с газовозами, особенно ледового класса, необходимых для арктических проектов. Строительство 15 таких судов на верфи «Звезда» было приостановлено после ухода южнокорейских партнеров, которые поставляли ключевые блоки и технологии, включая криогенные мембраны от французской компании GTT. Хотя Россия демонстрирует прототипы газовозов с отечественными мембранами (GTI), их практическая реализация и, главное, создание судов высшего ледового класса Arc7 для круглогодичной навигации остаются вызовом.

Обратите внимание: Европейские акции пережили вчера самое заметное падение с начала лета.

4. Проблемы морской добычи

Сложности распространяются и на морскую добычу. Яркий пример — Южно-Киринское месторождение на сахалинском шельфе, разработка которого с 2015 года заблокирована санкциями. Проект, предполагавший использование высокотехнологичных подводных добычных комплексов, до сих пор не может найти альтернативных решений без западных технологий, что откладывает его ввод в эксплуатацию.

Последние новости и все самое важное об импортозамещении, — в теме «Свободной Прессы».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Трубопроводная транспортировка «голубого топлива» пока получается унас заметно лучше, чем морская.