
Правительство России всего за три дня сделало два противоположных заявления об импорте бензина в Россию. Сначала вице-премьер кабинета министров Александр Новаксообщил, что ввозная пошлина из третьих стран обнулена, экономические операторы получили возможность поставлять бензин, дизельное топливо и иные нефтепродукты на наш рынок. Это было в среду.
В четверг Владимир Путинна пленарной сессии Российской энергетической недели заявил, что Россия обладает уникальными запасами углеводородов и полностью обеспечивает себя любыми видами топлива. В ответ на это в пятницу вышеупомянутый Новак сообщил, что абсолютно никакой необходимости в импорте топлива не существует.
В то же время из множества регионов России уже не Новак, а обычные люди сообщают, что на заправках большие очереди, а более чем 20 или 30 литров в один бак (в зависимости от региона) заливать запрещено.
С точки зрения правительства, есть дефицит бензина или его нет — решает исключительно глава государства. А с точки зрения обычных людей — дефицит очень даже большой. О причинах нехватки бензина в нефтеносной стране или у «бензоколонки мира», как нас называют враги, «Свободной прессе» рассказал независимый эксперт по международной торговле углеводородами Николай Макеев.
— Главной причиной дефицита топлива являются массовые обстрелы российских НПЗ киевской хунтой и её пособниками. Дело не в том ущербе, которые нанесли эти бомбёжки, а в профилактических работах с нашей стороны. Над хранилищами топлива и цехами варятся металлические каркасы и на них навешиваются полимерные сетки, которые должны принять взрыв и огонь на себя в случае атаки, чтобы не пострадала ценная инфраструктура. Я бываю на предприятиях и вижу, как это делается. Все эти работы несовместимы с закачкой нефти в хранилища и транспортировкой готового топлива. На время таких оборонительных мероприятий работа НПЗ полностью или почти полностью останавливается.
Существует официальная статистика о «неплановых работах» на НПЗ. На конец сентября простаивало около 40% всех мощностей, через которые ранее проходило почти 340 тысяч тонн горючего в сутки.
«СП»: Россия теряет 340 тысяч бензина в сутки?
— Если не больше, я оперирую официальными данными. Обычно количество останавливаемых на традиционную сезонную осеннюю диагностику и модернизацию перерабатывающих комплексов в России не превышает 15% от суммарного.
Сейчас стоит почти половина мощностей.
«СП»: Как долго это продлится?
— Думаю, что к началу нового года все уязвимые НПЗ накроют крышами и сетками, и они смогут работать в обычном режиме.
Обратите внимание: Стратегия цифровой трансформации: зачем она нужна и можно ли обойтись без нее?.
«СП»: Нужен ли импорт бензина при такой истории?
— В рабочем состоянии в начале октября остался ежедневный объем производства в 555 тысяч тонн, которых явно не хватает для удовлетворения внутренних потребностей в моторном топливе.
Нехватка бензина и дизеля в оптовом сегменте спровоцировала и усугубила дефицит горючего на заправках. Владельцы независимых АЗС, которые не входят в состав вертикально-интегрированных компаний и лишены «прямых» поставок с головных НПЗ, закупают топливо на бирже. Из-за роста котировок на крупных сырьевых торговых площадках закупки и торговля в рознице независимыми владельцами стали нерентабельными.
Говоря проще, бензин у них есть. Но им запрещено государством завышать конечные цены, а как частники — они просто перестают его продавать с ожидании того, когда антимонопольные власти разрешать поднять цену.
Потери 40% мощностей переработки привели к тому, что сырье перестало поступать на резервные склады. А они были главным инструментом рыночного регулирования в тот самый период сезонного роста цен, который происходит именно сейчас.
«СП»: По выступлениям Новака непонятно: в среду мы будем покупать бензин за границей, а в пятницу — не будем. Как на самом деле?
— Мы уже стали покупать у Белоруссии 300 тысяч тонн в месяц для западных регионов. Для восточных — есть планы с Китаем. Но там будет меньше, чем у Белоруссии, потому что население и количество машин в восточных регионах нашей страны меньше, чем в западных.
«СП»: В сети есть информация, что правительстве обсуждается отказ от таких топливных норм, как «Евро-5» или даже «Евро-4» ради ускорения процесса производства бензина. Это слухи, или они имеют почву под собой?
— Технологический фундамент для топливной отрасли в нашей стране закладывался в прошлом веке, когда таких норм либо не было, либо мы им не следовали. Евростандарты сделали бензин более дорогим для водителя.
Есть ли от этого экологическая польза — это лучше спросить у экологов. Может быть, и есть, а может — это просто лоббизм отдельных бизнес-структур, которые берут деньги за внедрение своих присадок к автомобильному топливу.
В правительстве России обсуждается возможность разрешить при производстве моторного топлива использование монометиланилина — октаноповышающей присадки, которая была запрещена в России с 2016 года из-за экологических требований. И заменена на аналогичную, только не нашу.
Поэтому от всех этих «Евро-5» вполне можно отказаться без ущерба от экологии.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Николай Макеев: Все эти «Евро-4» и «Евро-5» можно отменить без ущерба для экологии.