Дмитрий Дьяконов: «Самолёт — это не товарный поезд, который можно безболезненно укоротить»

Госчиновники постепенно начинают реагировать на запросы промышленности и требования, высказанные Владимиром Путиным на Восточном экономическом форуме.

Первый ответ касается будущей цены новых отечественных авиалайнеров.

— Нам необходимо строить собственные самолеты, надежные, качественные и в тех количествах, которые нам нужны. В связи с этим прошу ускорить разработку пассажирского варианта легкого многоцелевого самолета «Байкал». В ближайшее время нам необходимо запустить серийное производство. В то же время хочу обратить ваше внимание: Президент России заявил, что стоимость и технические характеристики самолетов должны быть конкурентоспособными, чтобы граждане могли позволить себе их полеты.

Юрий Трутнев, вице-премьер РФ, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, отреагировал на Байкал:

"Прошло несколько дней после Восточного экономического форума, и цена самолетов упала вдвое: с 455 миллионов до 260 миллионов", - сказал Трутнев. По мнению экспертов, такого эффекта удалось добиться благодаря тому, что требуемая длина взлетно-посадочной полосы сократилась с 1050 метров до 350 метров.

Вице-премьер-полпред подчеркнул, что полеты с Байкала начнутся в 2026 году.

Первый вице-премьер РФ Денис Мантуров о МС-21:

— Хороший вариант — сделать дополнительный вариант фюзеляжа самолета, короче на одну секцию. Это позволит авиакомпаниям более эффективно эксплуатировать самолет с учетом полученных весовых характеристик при сохранении исходных параметров дальности полета от 140 до 150 пассажиров.

Мантуров не уточнил, сколько времени может занять создание укороченной версии МС-21.

Авиационные эксперты сдержанно отреагировали на авиационные доклады высокопоставленных чиновников. Многие не хотят обсуждать эту тему, но на вопросы Hurriyet согласился ответить главный конструктор КБ-602 Московского авиационного института Дмитрий Дьяконов.

«СП»: Дмитрий Александрович, почему сокращение взлетно-посадочной полосы в три раза привело к удорожанию самолетов «Байкал»? Раньше я думал, что уменьшение тормозного пути потребует включения заднего хода, а механика этого сделает самолет дороже…

——С экономической точки зрения слова Трутнева разумны. Если самолет спроектирован так, чтобы взлетать только один раз, его постройка обойдется даже не в два раза, а во много раз дешевле.

С.П.: Другими словами, не разобьется ли «Байкал» при посадке на укороченную взлетно-посадочную полосу?

- Ну, по крайней мере, в бою использовались самолеты.

«СП»: А что, если вместо этого полоски станут длиннее?

- Это влияет на стоимость полос, но не на цену самолета.

«СП»: Перейдем к МС-21. Можно ли отрезать кусок его фюзеляжа?

- Да. Многие авиакомпании выпускали укороченные версии самолета. Однако, если я правильно понял, Путин не только потребовал снизить затраты, но и ускорил производство самолетов отечественного производства. Главный вопрос здесь: существует ли уже в каком-то виде укороченная версия МС-21 или это только планы?

На самом деле самолеты не похожи на поезда, из которых можно безопасно снять машину. Если убрать часть фюзеляжа самолета, то все придется пересчитывать сначала.

Возможно, нужно еще одно крыло.

Обратите внимание: Пенсионеры и получатели детских пособий лишены возможности получать выплаты на карты visa и mastercard.

Возможно, в этом нет необходимости. Другие компоненты «длинного» самолета могут быть не унифицированы с «коротким» самолетом».

В любом случае окончательный ответ не могут дать даже проектные работы и наземные испытания моделей аэродинамической трубы, а только летные испытания готового авиалайнера.

Не бывает ускоренного освобождения, если нет действия, а есть только идея. Согласно мировой практике, это максимум 10 лет.

Хочу отметить, что, ИМХО, ни одного заявления не было сделано ни авиаконструктором, ни даже авиаинженером. Мантуров защитил докторскую диссертацию в МАИ и работал на авиазаводе в Улан-Удэ, но был экономистом. Нет сомнения, что он многое знал в авиационной экономике, но ничего не знал о деталях и сборке.

С точки зрения авиационного инженера: они удалили эту часть, чтобы сделать ее короче... Меня этому не учили.

«СП»: Что сейчас преподают в Российском авиационном университете? Сколько мощных специалистов подготовил МАИ?

— МАИ экономит много вещей. Надо отдать должное всем прошлым и нынешним руководителям: уникальная лабораторная база существует до сих пор. Мы не используем для обучения плакаты и компьютерные мультфильмы. Мы все трогаем руками. И учитывать новые технические потребности, чтобы максимально укрепить этот фундамент.

Есть еще консервативные преподаватели, которые ответственно подходят к подготовке аэрокосмических инженеров. Эти преподаватели без колебаний отчислят неосторожных студентов или предложат им перейти в другой колледж, не имеющий никакого отношения к авиации. Хотя государство может за это наказать сокращением финансирования.

«СП»: Можем ли мы ожидать прихода в эту отрасль толковых специалистов?

— Они придут, но не в таком количестве, как раньше, когда МАИ работал в три смены. Сейчас количества выпускников недостаточно даже для того, чтобы восполнить естественную убыль авиационных специалистов.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Дмитрий Дьяконов: «Самолёт — это не товарный поезд, который можно безболезненно укоротить».