
Тема обучения детей мигрантов из Центральной Азии в России вылилась в масштабный общественный скандал. Поводом стало исследование Института научной информации общественных наук РАН (ИНИОН) под названием «Образ России в учебниках истории Центральной Азии», которое выявило систематические искажения исторических фактов.
1. Истоки скандала и таджикские учебники
Всё началось с публикаций историка Александра Дюкова, который изучил учебные материалы, используемые в русско-таджикских школах, например, в городе Бахтар. Его анализ, размещённый в соцсетях, показал шокирующую картину. В таджикских учебниках присоединение к Российской империи трактуется как «вторжение» и «оккупация», а сопротивление ей — как «антиколониальная борьба». При этом парадоксальным образом признаётся, что имперский и советский периоды стали временем модернизации, необходимой для создания современного таджикского государства. Ирония ситуации усугубляется тем, что открытие таких школ, где Россия предстаёт агрессором, нередко проходит с участием высоких российских чиновников, например, министра образования Сергея Кравцова.
В некоторых пособиях встречаются и вовсе экзотические тезисы. Например, утверждается, что таджики — «потомки древних ариев», что создаёт странный исторический нарратив на фоне событий Второй мировой войны.
2. Казахстанская и узбекская версии истории
В казахстанских учебниках акцент делается на «обмане» со стороны России, которая якобы не выполнила договорённости о помощи против Джунгарии и начала колониальную политику, лишив казахов государственности. При этом замалчивается ключевой факт: современная инфраструктура, города, а также освоение нефтяных и газовых месторождений, которые сегодня составляют основу экономики Казахстана, были созданы в период вхождения в состав Российской империи и СССР.
Узбекские школьные пособия изображают приход России как посягательство на традиции, для защиты которых погибли тысячи «верных сынов узбекского народа». Российская экспансия объясняется исключительно имперскими амбиями, а любые позитивные изменения — лишь пропагандистскими мифами для оправдания захвата.
3. Киргизский случай и общие тенденции
Наиболее лояльными по отношению к России можно условно назвать киргизские учебники. В них отмечается разница в восприятии: для северных киргизов Россия стала спасением от гнёта Кокандского ханства, а для южных — завоевателем. Однако в итоге делается вывод о России как о стратегическом партнёре, а не враге.
Несмотря на это частное исключение, общая тенденция в учебниках региона очевидна. Российская империя и СССР представлены как колониальные силы, нанёсшие ущерб культурному наследию и государственности народов Средней Азии. Даже советская индустриализация, по этой логике, не может оправдать причинённые страдания. Таким образом, почва для формирования негативного образа России целенаправленно культивируется с школьной скамьи.
4. Реакция российских властей и комментарий эксперта
Доктор исторических наук, депутат Госдумы Михаил Матвеев, изучив материалы, направил парламентский запрос в МИД и Минпросвещения России. По его словам, ответы ведомств были засекречены, но проблема остаётся острой. Матвеев указывает, что подобные трактовки наносят прямой ущерб межнациональным отношениям.
В интервью он раскрыл другие тревожные детали. Например, в учебниках стран Средней Азии Великая Отечественная война часто подменяется термином «Вторая мировая», а в некоторых случаях жертвами войны называются даже коллаборационистские формирования, воевавшие на стороне Гитлера. При этом тезисы об «угнетении» со стороны СССР не подкреплены никакими экономическими фактами. Напротив, историк напоминает, что существование среднеазиатских республик вне состава СССР и России было экономически несостоятельно, а сегодня их бюджеты во многом зависят от денежных переводов трудовых мигрантов, работающих в России.
Особое возмущение вызывает тот факт, что часть этих учебников издаётся при финансовой поддержке России, а среди их авторов иногда встречаются и российские историки, работающие, по мнению Матвеева, по государственному заказу. Он считает, что такая политика уступок, возможно, продиктована желанием не испортить отношения с руководством этих стран, которое, однако, уже давно проводит курс на сближение с Западом, включая совместные учения с НАТО.
В качестве меры депутат предлагает МИДу активнее работать с послами и местными элитами, а Минпросвещению — добиваться определённого контроля над содержанием учебной литературы. В случае бездействия он не исключает обращения в Генеральную прокуратуру.
Обратите внимание: Газпром начал демонтаж труб, которыми газ идет в Украину.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Миф о «дружбе народов» становится понятнее, если почитать учебники, по которым учат истории в Средней Азии.