
Власти начали реагировать на запросы авиационной промышленности и поручения, озвученные президентом Владимиром Путиным на Восточном экономическом форуме. Первые решения касаются стоимости будущих отечественных авиалайнеров и их конфигурации.
1. Реакция на форум и заявления чиновников
На форуме глава государства подчеркнул необходимость ускорения разработки пассажирской версии легкого многоцелевого самолета «Байкал» и запуска его серийного производства. При этом он обратил внимание на важность конкурентоспособности как цены, так и технических характеристик новых лайнеров, чтобы полеты на них были доступны для граждан.
Вице-премьер Юрий Трутнев отреагировал одним из первых, заявив, что после форума стоимость самолета «Байкал» якобы снизилась вдвое — с 455 до 260 миллионов рублей. По его словам, этого удалось достичь за счет сокращения требуемой длины взлетно-посадочной полосы с 1050 до 350 метров. Трутнев также подтвердил планы по началу полетов на этом самолете с 2026 года.
Первый вице-премьер Денис Мантуров высказался по проекту МС-21. Он предложил рассмотреть возможность создания укороченной версии лайнера за счет удаления одной секции фюзеляжа. По его мнению, это позволит авиакомпаниям более эффективно эксплуатировать самолет, сохранив при этом дальность полета и разместив на борту от 140 до 150 пассажиров. Сроки реализации этой идеи вице-премьер не уточнил.
2. Мнение эксперта: скепсис и реалии
Авиационные эксперты отнеслись к этим заявлениям с большой осторожностью. Свою точку зрения в интервью изложил главный конструктор КБ-602 Московского авиационного института Дмитрий Дьяконов.
Комментируя слова Трутнева о «Байкале», Дьяконов отметил, что с экономической точки зрения они могут быть логичны: самолет, рассчитанный на более короткую полосу, действительно может быть проще и, следовательно, дешевле в производстве. Однако эксперт скептически отнесся к радикальному трехкратному сокращению требований к ВПП, намекнув, что это может сказаться на безопасности.
Гораздо более критично Дьяконов оценил идею об укорочении МС-21. Он напомнил, что, хотя в мировой практике выпуск укороченных версий самолетов — не редкость, это сложнейший инженерный процесс, а не механическое действие.
«Самолет — это не товарный поезд, из которого можно просто выцепить вагон. Если убрать часть фюзеляжа, все расчеты нужно начинать с нуля. Возможно, понадобится другое крыло. Компоненты „длинного“ и „короткого“ самолета могут оказаться не унифицированы», — пояснил эксперт.
По его словам, окончательный ответ о возможности и сроках создания такой модификации могут дать только летные испытания готового лайнера. Если же речь идет лишь об идее, без предварительных проектных работ, то на ее реализацию, согласно мировой практике, может уйти до десяти лет, что противоречит требованию об ускорении.
Дьяконов также прокомментировал профессиональный бэкграунд авторов инициатив, намекнув, что заявления делали не инженеры-конструкторы. Он отметил, что, несмотря на экономическое образование и опыт работы на авиазаводе, Денис Мантуров вряд ли глубоко погружен в детали авиастроения: «С точки зрения авиационного инженера: они удалили эту часть, чтобы сделать короче... Меня этому не учили».
3. Кадры для отрасли: есть ли надежда?
Отвечая на вопросы о подготовке специалистов, Дмитрий Дьяконов высоко оценил сохраняющуюся в МАИ уникальную лабораторную базу, где студенты работают с реальным оборудованием, а не только с компьютерными моделями. Он отметил наличие ответственных, «консервативных» преподавателей, которые строго подходят к отбору и подготовке будущих авиаинженеров.
Однако эксперт констатировал печальную тенденцию: количество выпускников ведущего аэрокосмического вуза страны сегодня недостаточно даже для того, чтобы восполнить естественную убыль специалистов в отрасли. «Они придут, но не в таком количестве, как раньше, когда МАИ работал в три смены», — резюмировал Дьяконов.
Обратите внимание: Пенсионеры и получатели детских пособий лишены возможности получать выплаты на карты visa и mastercard.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Дмитрий Дьяконов: «Самолёт — это не товарный поезд, который можно безболезненно укоротить».