Вопрос образования детей-иммигрантов из Центральной Азии и их перспектив работы в России превратился в огромный скандал, достигший национального уровня. Институт научной информации общественных наук РАН (ИНИОН) недавно опубликовал работу под названием «Образ России в учебниках истории Центральной Азии». Оказывается, исторической правды там по большей части нет и в помине.
Все началось со скандала. Инцидент произошел после того, как историк Александр Дюков прочитал передачу об истории русско-таджикской школы в городе Бахтар. После этого он заинтересовался другими учебниками по истории стран Центральной Азии. Дословно Дюков анализирует все, чему учат детей в Таджикистане, Казахстане, Узбекистане, Киргизии и других среднеазиатских республиках. Все это он разместил в социальных сетях.
Кстати, на сайте русско-таджикской школы города Бахтара опубликован курс по истории Таджикистана для местных детей. Я нашел время, чтобы прочитать их все. Меня ждет много чудесных открытий.
Я говорю вам. В таджикских учебниках подробно описаны «вторжение царской России», «оккупация» Таджикистана и «антиколониальная борьба» против Российской империи. Справедливости ради стоит отметить, что таджикские учебники признают: «Имперский и советский периоды стали важными этапами модернизации, необходимой для создания современного таджикского национального государства. Однако именно в Российской империи возник «таджикский народ» были разделены и оторваны от своих корней».
Красота и комичность этой ситуации в том, что на открытии этой школы присутствовал министр образования России Сергей Кравцов. Кстати, в стране есть пять русско-таджикских школ, которые были открыты в рамках соглашения между Россией и Таджикистаном. Везде будущим «ценным экспертам», планирующим приехать в Россию, говорят, что Россия — чуть ли не агрессор.
В таджикских учебниках есть что-то совершенно захватывающее. Там, например, сказано, что таджики - "потомки древних ариев", и кстати, "настоящие арийцы", учинившие геноцид во время Великой Отечественной войны - их потомки. Такой вывод был сделан на основании принадлежности таджиков к индоиранской расе, составлявшей «элиту» народов, проживавших в Евразии в то время.
Не менее интересны учебники казахского языка. Например, писали, что территории Средней Азии вошли в состав Российской империи «по договорным отношениям». Россия якобы обманула казахов: не помогла в войне с Джунгарией, а затем начала колониальную политику. В результате казахи «потеряли государственность, что было серьёзным нарушением условий принятия казахами российского гражданства».
Получается, что к XX веку Казахстан полностью превратился в многонациональную провинцию России, большая часть безземельного населения которой покинула территории меньшинств в поисках лучшей жизни.
На этих землях появились поселения и казачьи крепости, которые через полтора-два столетия превратились в крупные города, населенные казахами, русскими, немцами, татарами и украинцами, но этот факт скромно умалчивается. Фактически, природный газ и нефть, от которых сегодня зависит Казахстан, не были обнаружены и эксплуатированы кочевниками. И те целины, которые сейчас кормят всю республику и обеспечивают хорошие валютные поступления в ее казну, подняты всей федерацией.
Но в узбекских школьных учебниках приход Российской империи выглядит как посягательство на традицию, ради защиты которой отдали свои жизни тысячи верных сынов узбекского народа. При этом автор учебника считает: «Любая империалистическая страна пытается оправдать свою захватническую войну различными пропагандистскими мифами, например, о том, что она принесла прогресс и цивилизацию покоренным народам и освободила их от тирании».
А может быть, это еще одна удивительная вещь, найденная в учебнике истории для девятого класса русско-казахской школы. Авторы пособия поддержали "бесконечную антиколониальную борьбу" республики, в том числе антироссийские протесты 1989 года, известные в Советском Союзе как "Декабрьское дело". В учебниках ничего не говорится о высказываниях казахов, например, против чеченцев, а в истории Казахстана такие вещи есть.
Получается, что кыргызские учебники наиболее выгодны России. Правда, отношение к принятию Севера и Юга в состав Российской империи у них было разное: если для северян Россия стала спасительницей угнетателей Кокандского ханства, то для южан, тесно связанных с Кокандским ханством, Россия Прибытие стало завоеванием. Однако спасение оказалось мнимым: наивные местные жители не осознавали, что целью Российской империи была «колонизация всей территории Киргизии».
Подводя итог, автор все же сделал благоприятный вывод: в истории Кыргызстана Россия играла роль не врага и колонизатора, а друга и стратегического партнера.
Но в целом учебники, которые сейчас изучают в школах среднеазиатские дети, содержат «российский уклон», который объясняет мотивы Центральной Азии для присоединения к Российской империи посредством «колониальной экспансии», которая нанесла огромный ущерб культурному наследию и культуре прежняя государственность. Даже советская индустриализация не могла оправдать страдания азиатов. В целом почва для дальнейшего нагнетания негативного отношения к России уже хорошо удобрена.
Профессор Михаил Матвеев, депутат Госдумы от КПРФ, заместитель председателя комитета по региональной политике, доктор исторических наук, направил парламентский вопрос в МИД России после детального изучения истории Центральной Азии материалы учебника.
Обратите внимание: Газпром начал демонтаж труб, которыми газ идет в Украину.
Министерство и Министерство образования. Дает ли это что-нибудь и какие будут сделаны выводы? Эти вопросы мы задали Михаилу Матвееву.«После парламентского запроса я получил письма из Министерства иностранных дел и Министерства образования, которые были помечены для «официального использования». То есть они не могут быть доступны для общественности. Однако мое мнение остается неизменным: эти учебники большое значение для наших национальных отношений нанесло прямой ущерб, например, в учебниках, используемых для обучения армянских детей, обычно говорилось, что вхождение Армении в состав Российской империи было актом оккупации, хотя впоследствии армяне умоляли Российскую империю спасти их от турецкой оккупации, и Турция объявила Армению своей территорией. Это территория Армении с 16 века.
«СП»: Как в среднеазиатских учебниках рассказывается история Отечественной войны?
- В большинстве учебников, преподаваемых в Средней Азии, Отечественная война вообще не упоминается. Его заменил термин «Вторая мировая война». В некоторых случаях они идут даже дальше. Так, в одном учебнике «жертвами войны» считались туркестанские фашистские батальоны, сражавшиеся на стороне гитлеровской Германии. Например, в узбекских учебниках говорится, что Гитлер и Советский Союз несут равную ответственность за начало Великой Отечественной войны.
«СП»: На чем основан вывод о том, что республики Средней Азии были угнетены Советским Союзом? Приведены ли конкретные факты и цифры?
– Конечно, никаких фактов и цифр нет. Я это понимаю так: национальной элите нужно было как-то объяснить, почему она покинула Советский Союз. Они обнаружили: так называемая «хорошая национальная элита» победила «русских угнетателей». А ведь этим республикам помогали еще со времен Российской Империи! Просто факт. В период с 1868 по 1897 год Российская империя вложила в развитие Туркестана 294 миллиона рублей, но получила лишь 158 миллионов рублей дохода. В советские времена только две республики — Российская Федерация и Беларусь — производили больше, чем потребляли. То есть существование среднеазиатских республик за пределами Советского Союза было чисто экономически невозможно. Я считаю, что сейчас, когда половина ВВП этой знаменитой среднеазиатской республики формируется за счет денежных переводов российских иммигрантов, говорить о том, что Россия является «оккупантом», по меньшей мере некорректно.
«СП»: Насколько я знаю, например, русские школьные учебники в Таджикистане издаются на деньги российских налогоплательщиков? Нас называют оккупантами. Как это возможно?
- Самое интересное, что среди авторов этих учебников есть российские историки. Но российские историки никогда не стали бы писать учебники без госзаказа. То есть, создавая такие льготы, может быть, мы боимся обидеть так называемых дружественных глав государств? Между тем, все эти «дружественные» республики уже давно нацелились на Запад. Учтите тот факт, что Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Армения ежегодно проводят совместные учения с НАТО. Кстати, некоторые выходцы из среднеазиатских республик были привлечены к уголовной ответственности за участие в Северном военном округе — их посадили по статье «наемничество».
«СП»: Не стоит ли нашему МИДу обратиться к представителям вышеназванных республик с протестом против этих учебников?
- Я думаю, это правильно. Мы большая страна и тереть ноги недопустимо. Нам нужно работать с послами, нам нужно работать с местными элитами, и наше Министерство образования в конечном итоге должно получить некоторый национальный статус. Если я не получу в ближайшее время вразумительного ответа на вопросы, заданные министром образования, обращусь в прокуратуру.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Миф о «дружбе народов» становится понятнее, если почитать учебники, по которым учат истории в Средней Азии.