
Правительство вновь вернулось к масштабным планам по обновлению гражданского флота. На заседании 20 октября председатель правительства Михаил Мишустин заявил, что в течение следующего десятилетия с отечественных верфей должно сойти более 1500 гражданских судов и единиц морской техники. Эта цель уже озвучивалась в 2022 году, и теперь программа, судя по всему, получает новый импульс.
1. Финансирование и сомнения
Как отметил Мишустин, в текущем году на эти цели Росморречфлоту дополнительно выделено 9 миллиардов рублей из резервного фонда. А в ближайшие шесть лет общий объём государственных вложений в гражданский флот и судостроительные верфи должен составить около полутора триллионов рублей. Премьер-министр назвал этот объём финансирования рекордным для отрасли.
Однако, по мнению экспертов, одних только финансовых вливаний может оказаться недостаточно для реального возрождения отрасли, особенно её речного сегмента, который находится в наиболее тяжёлом положении.
2. Мнение эксперта: деньги — не панацея
Генеральный директор АО «Гипроречтранс», вице-президент Российской академии транспорта Владимир Рудомёткин в интервью «Свободной Прессе» положительно оценил сам факт внимания власти к водному транспорту. Он подчеркнул его экономическую эффективность: одна баржа заменяет сотни грузовиков, экономя топливо, человеческие ресурсы и снижая нагрузку на дороги и экологию.
Однако Рудомёткин выразил серьёзные сомнения в том, что выделяемых средств хватит для решения накопившихся проблем, если подходить к вопросу не комплексно. Главной проблемой он назвал кадровый голод.
«Нет обычных сварщиков, нет банальных рабочих специальностей. Речные профессионально-технические училища закрываются. Без квалифицированных специалистов добиться заявленных результатов невозможно», — констатировал эксперт.
3. Кризис судостроения и потеря школ
Ситуация на самих предприятиях также вызывает тревогу. «Речные судостроительные предприятия находятся в плачевном состоянии. Ни о какой модернизации за последние 20–30 лет не приходится говорить. А выпускать новые суда на старых «керосинках» невозможно», — заявил Рудомёткин.
По его словам, отчасти потеряна школа судостроения, страна давно не выпускала судов принципиально новых конструкций. Необходимо научиться создавать суда с меньшей осадкой при сохранении грузоподъёмности. Эксперт настаивает, что нужен чёткий план развития с персональной ответственностью, аналогичный советским программам, где за результат строго спрашивали.
4. Распределение средств и приоритеты
Первые 9 миллиардов рублей, как следует из правительственного распоряжения, речникам не достались. О принципах распределения будущих полутора триллионов «Свободной Прессе» рассказал эксперт по кораблестроению Прохор Тебин.
Он отметил, что правительство оценивает средний возраст судов и потребности в разных видах транспорта. Потребность в речном флоте растёт в связи с развитием транспортного коридора «Север-Юг», однако перекос в сторону морского судостроения, вероятно, сохранится. Морские суда можно использовать круглогодично, а их роль усиливается в свете развития Северного морского пути.
Тебин подчеркнул, что для речного флота вопрос шире, чем просто постройка судов: необходима модернизация шлюзов и работы по углублению фарватеров. Речникам критически нужны господдержка, субсидии и особые лизинговые условия, так как в отличие от морских перевозчиков, они не могут в полной мере опереться на частные инвестиции.
5. Сколько можно построить на полтриллиона?
Попытка оценить реальную отдачу от выделяемых средств показывает, что даже полтора триллиона рублей — не такая уж огромная сумма в масштабах судостроения. Например, относительно небольшая самоходная баржа грузоподъёмностью 40 тонн стоит около 65 миллионов рублей. Таким образом, на тысячу таких судов потребуется 65 миллиардов, а на более серьёзные суда — значительно больше. Танкер может стоить от 12 миллиардов рублей.
Эксперты сходятся во мнении, что для успеха программы необходимо не просто выделение средств, а создание благоприятного инвестиционного климата, системное решение кадровых проблем, модернизация производств и инфраструктуры, а также чёткое планирование с персональной ответственностью. Без этого рекордное финансирование рискует быть потраченным впустую.
Обратите внимание: Smart Talking выпуск 8. Что ждать от экономики в новых условиях?.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Владимир Рудомёткин: Мы давно не выпускали судов новых конструкций. Строить их на старых «керосинках» невозможно.