Никита Масленников: Строительство ВСМ «Москва — Петербург» продолжится, но трудно сказать, с какой скоростью

Чистый убыток РЖД по Российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) за январь-сентябрь составил 4,207 млрд руб. Для сравнения: в аналогичном периоде 2024 г. компания получила чистую прибыль в объеме 44,7 млрд руб.

При этом выручка холдинга выросла на 10,1%, до 2,298 трлн руб. Валовая прибыль РЖД также увеличилась на 12,4%, до 474,8 млрд руб. при росте прибыли от продаж на 16,5%, до 319 млрд руб.

Ранее РЖД отчитывалась по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) о сокращении чистой прибыли в первом полугодии 2025 года в 26 раз с 114 до 4,4 млрд руб. в том числе на фоне роста операционных расходов с 1,3 до 1,5 трлн руб.

В конце лета «Известия» на основе данных Росстата подсчитали, что цены на билеты в поездах дальнего следования в июле выросли на 20% в ежегодном выражении. Темпы роста вдвое опередили аналогичные показатели в летние периоды 2023 и 2024 годов.

К примеру, проезд в купе фирменного поезда дальнего следования в июле 2023-го стоил 543,3 руб. за 100 км, в том же месяце 2024-го — 623,7, а нынче — 794,8 руб. В плацкарте билеты в сравнении с прошлым годом подорожали на 20,7%, до 523 руб. за 100 км.

Исполнительный директор ассоциации «Альянс туристических агентств» (АТА) Наталья Осипова тогда в разговоре с изданием упоминала, что у железнодорожников нет глубины бронирования, как у гражданской авиации, — билеты можно приобрести только за 45 суток до отправки в страны СНГ или за 90 дней для путешествий по России.

Это порождает высокий спрос перед самым выездом. Эксперт полагает, что лучше продавать туры вместе с билетами одним пакетом, но пока таких предложений на рынке только 30%.

Председатель Общероссийского объединения пассажиров (ООП) Илья Зотов говорил, что нарастить пропускную способность можно с помощью укрупненных хабов, которые будут связаны между собой скоростными дневными поездами. Это позволит снизить интенсивность использования железных дорог.

РЖД сократила инвестиционную программу на 2025 г. на 40%, до 890,9 млрд руб. Значительная часть средств идет в развитие Восточного полигона (116 млрд руб.), а остальные — на обновление пути и закупку подвижного состава. Компания в конце прошлого года также сообщала о высокой текучести кадров, которая составила за январь-ноябрь почти 120 тыс., и соответственно о росте расходов на оплату труда.

Экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников отметил, что чистый убыток компании был связан в том числе с локальными мерами по снижению тарифной нагрузки.

— Речь идет о содействии вывозу определенных видов экспортной продукции (обычно это проводится как часть скидок к тарифам — «СП») в течение года.

«СП»: Что будет с инвестиционными программами РЖД?

— Руководство компании сократило их еще в начале года, оставив из крупных трат только самое необходимое, связанное с модернизацией Транссиба, БАМа и ряда других железнодорожных строек.

Но сейчас трудно сказать, как эта тенденция будет развиваться дальше.

Обратите внимание: Борьба госудаственников с либералами за ФГУПы.

Точно это можно будет увидеть после завершения верстки бюджета. Тогда будет примерно понятно, каковы тарифные условия.

Скорее всего, инвестиционная программа окажется достаточно сдержанной. В РЖД связали чистый убыток в первую очередь с высокой ключевой ставкой. Она ведь влияет и на реструктурирование задолженности.

Если все будет складываться, как планируется, то ставка будет в следующем году несколько ниже — на уровне примерно 13−15% (31 октября ЦБ снизил ее с 17% до 16,5% годовых — «СП»). Это позволит несколько облегчить ситуацию для инвестиционных проектов, но не слишком существенно.

Для полного понимания нужно будет ждать перелома в динамике транспортного бизнеса ближе ко второй половине следующего года, когда станет ясной траектория по общей инфляции и ключевой ставке, пройдет индексация железнодорожных тарифов (в 2026 г. ожидается их рост на 11,4% - «СП»), а экономика подстроится под повышение НДС.

Пока что рывка в инвестиционной программе ожидать сложно, но и обвальное ухудшение по сравнению с текущим состоянием тоже вряд ли случится. Скорее, будет чуть лучше, но тем не менее далеко от желаемого финансового состояния компании.

«СП»: Каковы перспективы капитальных проектов, вроде высокоскоростной магистрали между Москвой и Петербургом?

— Планы сохраняются, но надо понимать, что крупные инфраструктурные проекты могут на фоне проблем с бюджетом сдвигаться чуть вправо по графику. ВСМ здесь вряд ли станет исключением. Проект продолжат реализовывать, но с какой интенсивностью и скоростью, сказать трудно.

Следующий год будет достаточно напряженным для экономики в целом. И для инвестиционного процесса никак не может быть феноменально высоким.

Прогнозы по капиталовложениям на 2026 год достаточно скромные, даже ниже текущего уровня (Минэкономразвития ожидает спада инвестиций в российскую экономику на 0,5% к 2025 году, но глава РСПП Александр Шохинпрогнозирует более заметное падение, на 1% - «СП»).

«СП»: Можно затормозить рост цен на билеты, который был отмечен к середине лета?

— На эти значения влияет модель динамического ценообразования. То есть стоимость билетов не фиксируется и может меняться в зависимости от разных факторов, включая время года, уровень спроса и динамику пассажиропотока. Такие колебания вполне естественны, и нельзя сказать, что они будут держаться в течение всего года. В авиаотрасли такая же ситуация.

Если летом цены взлетели существенно, это не означает сохранения тенденции в перспективе. Многое зависит от уровня комфорта вагонов и направления пассажироперевозок.

Государству нет особого смысла вмешиваться в модель динамического ценообразования. 2−3 года назад, когда эта система только начинала складываться, наблюдались резкие взлеты цен во время периодов пикового спроса, РЖД по просьбе правительства корректировала и притормаживала стоимость билетов.

Сейчас, на мой взгляд, эти колебания некритичны. Все же у РЖД есть система скидок, в том числе для многодетных семей и пенсионеров.

В свою очередь билеты для туристических поездов будут стоить по-другому, потому что в их стоимость зачастую закладывается ожидающий приезжающих на вокзалах автомобильный транспорт и экскурсии. Поэтому нет линейной зависимости, которая предполагала бы перенос тенденции роста цен на билеты из текущего года на следующий.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Никита Масленников: Строительство ВСМ «Москва — Петербург» продолжится, но трудно сказать, с какой скоростью.