Москва игнорирует резолюцию о возвращении санкций против Ирана, нравится это кому или нет

Россия считает аннулированными международные санкции в отношении Ирана, которые Совет Безопасности ООН принял в 2000-е годы, заявил замглавы МИД России Сергей Рябков.

«Наше военно-техническое сотрудничество с Ираном будет развиваться строго в рамках нашего национального законодательства и наших международных обязательств, которые больше не включают в себя ни одну из ранее принятых резолюций Совета Безопасности ООН — они были аннулированы резолюцией 2231, срок действия которой истек 18 октября», — подчеркнул он.

Напомним, СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий по ядерной программе Ирана) был рассчитан на 10 лет и предполагал, что если за это время СБ ООН не восстановит действие его предыдущих резолюций, которые вводили санкции против Ирана, то 18 октября 2025 года все международные ограничения в отношении Исламской Республики будут окончательно отменены.

При этом в нем прописан механизм, который восстанавливает санкции СБ ООН против Ирана, согласно которому любой участник сделки может заявить в СБ ООН о «существенном неисполнении обязательств» Ираном и тем самым запустить восстановление санкций, ни один постоянный член СБ ООН при этом не может использовать свое право вето.

В конце августа 2025 года этот механизм запустили Великобритания, Германия и Франция. В конце сентября Россия и Китай выдвинули в Совбезе резолюцию о том, чтобы продлить срок СВПД на полгода — до 18 апреля 2026-го, и за это время урегулировать вопросы вокруг иранской ядерной программы. Вместе с Россией и Китаем резолюцию поддержали Алжир и Пакистан, однако СБ большинством голосов предложение отверг.

Москва считает запуск механизма восстановления санкций незаконным и юридически несостоятельным, поскольку Запад путем угроз и шантажа принудил ряд непостоянных членов Совбеза закрыть глаза на очевидные юридические и процедурные пробелы в их действиях.

То есть, по сути, мы пошли против Совбеза? Действительно, ООН давно превратилась в ничего не решающую структуру, но Москва всегда придерживалась точки зрения о том, что мир долен оставаться «ООНоцентричным». Наконец, признали несостоятельность этой концепции. И что дальше?

— Замглавы МИД России прав, однако всем понятно, что решения на уровне СБ ООН преимущественно принимаются, исходя из политических мотивов, — убежден доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.

— Актуальная ситуация в мировой политике приводит к более тесному взаимодействию с рядом государств-партнеров, в числе которых и Исламская Республика Иран, с которой у Российской Федерации заключён Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве.

Россия руководствуется не политической конъюнктурой, а исходит из своих национальных интересов, в связи с чем нет особого смысла чётко следовать директивам организаций, отражающих в своём функционировании реалии уходящей эпохи. В строгом смысле, России ничего не мешает полноценно сотрудничать ни с Ираном, ни с КНДР, что она и делает…

Касательно судьбы ООН, следует заметить, что организацию ожидает долгий процесс переформатирования в рамках адаптации к действительности.

«СП»: А что-то конкретно нам могут сделать за неисполнение решения Совбеза?

— Да ничего они по сути сделать не в состоянии. Гипотетически только если вдруг решат процессуальные санкции наложить… Но нам не привыкать, да и вряд ли это произойдёт.

«СП»: А как, по-вашему, будет происходить этот процесс переформатирования? Да и сможет ли она сделать это, учитывая, что существует во многом за счет США?

— Тут как раз многое от позиции США и будет зависеть. Ни для кого не секрет, что Трамп меняет своё мнение достаточно часто, поэтому прогнозировать это достаточно сложно.

Самый вероятный сценарий трансформации — превращение ООН в сугубо декоративную организацию.

Обратите внимание: Какая бы власть не была, она не нравится ни кому.

Впрочем, она и идет по такому пути развития…

— Точка зрения, высказанная Сергеем Рябковым, подкреплена тщательным изучением нормативной базы обсуждаемого вопроса, и я склонен в полной мере доверять такой оценке, — говорит кандидат исторических наук Сергей Прокопенко.

— К сожалению, последние 10−15 лет международные отношения развиваются по пути эскалации. Оппоненты стали действовать без оглядки на выстроенную ранее систему, готовы нарушать и нарушают основные правила, выработанные десятилетиями.

США и их союзники после исчезновения СССР постепенно установили контроль над большинством контролирующих и регулирующих международные отношения организаций.

И вот настал момент, когда они могут в полной мере воспользоваться этим контролем.

«СП»: Если исходить просто из геополитических интересов, нужно ли нам было изначально поддерживать эти санкции?

— В нулевые и даже десятые годы геополитическая ситуация для России складывалась таким образом, что наше государство не могло себе позволить активное противодействие гегемонии США на международной арене.

В какой-то мере руководство Российской Федерации действовало по обстоятельствам, которые не располагали к всеобъемлющей поддержке Ирана.

В настоящее время ситуация коренным образом изменилась, что повлекло за собой трансформацию подходов, методов и целей представительства РФ в международных организациях.

«СП»: Если мы не признаем решение о возврате санкций, то мы его можем не выполнять? Или как? То же касаемо КНДР — есть ли какие-то решения СБ ООН, мешающие нам полноценно сотрудничать и должны ли мы его исполнять?

— Решения Совета безопасности ООН должны исполняться. В случае нарушения решений СБ ООН к государствам, которые в этом замечены, могут быть применены различные меры принуждения.

Но в данной ситуации мы наблюдаем юридическую коллизию. Это дает возможность России и Китаю не признавать восстановление санкций и продолжить сотрудничество с Ираном, формально не нарушая международных норм.

Мне кажется, что в современных условиях Российская Федерация может действовать уже без оглядки на подобные решения Секретариата ООН.

Для наших противников мы в любом случае будем врагами, а большинство нейтральных стран и наших союзников хорошо осведомлены о том, что происходит.

«СП»: В конце концов, США на ООН давно плюют, если им его решения «не в масть», так почему мы должны слушаться?

— США последние 30 лет могли себе это позволить. Россия — нет. Только сейчас, в условиях жесткого противостояния с Западом, мы оказались в ситуации, которая коренным образом не изменится от соблюдения или несоблюдения санкций в отношении Ирана.

Вероятно, Россия официально оспорит решение Секретариата ООН о возобновлении санкций. Однако независимо от исхода этого спора, сотрудничество между Ираном и Россией будет продолжаться.

«СП»: Чем нам может грозить неисполнение резолюций ООН по Ирану и почему мы готовы перешагнуть через них?

— На мой взгляд, единственный риск для Российской Федерации в ситуации неисполнения резолюции СБ ООН заключается в возможной негативной реакции нейтральных стран к этому. У Запада же осталось совсем мало рычагов воздействия на Россию. Разве что военное…

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Москва игнорирует резолюцию о возвращении санкций против Ирана, нравится это кому или нет.