
Вертикаль власти в Свердловской области станет ещё вертикальнее. Впредь местные депутаты станут голосовать за кандидатов в мэры второстепенных городов региона (не столицы), предложенных губернатором, а не комиссиями, как сейчас. Это случится, если будет принят закон, уже внесённый Денисом Паслером в областное заксобрание.
Согласно законопроекту, губернатор будет сам отбирать не менее двух кандидатур в мэры из лонг-листа, подготовленного партиями, имеющими фракции в заксобрании и Госдуме, местным Советом муниципальных образований, региональной Общественной палатой и Всероссийской ассоциацией развития местного самоуправления и вносить в заксобрание.
В то время как по ныне действующему положению кандидатуры отбирает конкурсная комиссия, влияние на состав которой со стороны губернатора лишь опосредованное. Поэтому теоретически пройти конкурсный отбор может любой случайный претендент, что, видимо, повергает в ужас любителей тотальной предсказуемости и полной стабильности.
По новой модели губернатор должен определять только кандидатуры в мэры столицы региона. Для остальных муниципалитетов закон оставляет несколько возможных вариантов: прямые выборы, назначение из числа депутатов, назначение через конкурс или по «губернаторской» схеме. То есть Паслер предпочёл самый централизованный вариант.
Встраивание глав всех городов в фарватер губернатора происходит в рамках новой федеральной системы публичной власти, предусматривающей реформу, а по мнению многих фактически ликвидацию, местного самоуправления. До прямого аналога знаменитой 6-й статьи советской конституции пока не дошло (да и «ЕдРо» — не КПСС), но уже близко.
Кстати, о будущей «жесткой сцепке» стало известно в день совещания Паслера с главами муниципалитетов в правительственном санатории «Гранатовая бухта» в Сысерти, где он ставил задачи на выборы 2026 года. Событие, наглядно демонстрирующие управляемость регионом. Ведь свободно избранные мэры могли бы проигнорировать такую сходку.
Сомнений в том, что законопроект будет принят, причем скоро, практически нет. Уже на текущей неделе инициативу рассмотрит комитет по региональной политике местного парламента. Представлять новацию будет руководитель аппарата губернатора и правительства, который ещё вчера сам был депутатом, а значит имеет подход к бывшим коллегам.
Правда, оппозиция, причем разная — КПРФ, СРЗП и «Новые люди», выступила против. «Главный недостаток такой системы назначения — отсутствие доверия жителей к мэру», — цитирует «Ъ» руководителя местного отделения «Новых людей». Действительно, градоначальники будут назначенцами, а значит подотчётными губернатору, а не народу.
Оптимисты напомнят, что лонг-лист всё-таки будет составляться «на земле». В том числе по предложениям тех же оппозиционных партий. Но пессимисты знают, что это нередко похоже на имитацию демократического процесса — мол, сами участвуете, а на деле глава региона всегда найдёт способ добавить и выдвинуть лояльных, и задвинуть неугодных.
(О том, как могут поступать с зависимыми чиновниками власти, легко судить по итогам сентябрьских выборов. Членов 20 участковых комиссий Красноуфимска и Полевского, где Паслер набрал меньше всех голосов, лишили премий. Они не считают, что это совпадение и потому пожаловались в прокуратуру, писала «СП»).
Поэтому пока ещё действующая в Свердловской области практика выдвижения комиссией выглядит более живой: оставляет путь в местную политику энергичным людям, стремящимся трудиться для своего родного города и предусматривает механизм контроля со стороны губернатора через согласительные процедуры. Так проходит сейчас кастинг в мэры Ивделя.
Интересно, что власти Свердловской области активно поучаствовали в написании федерального закона, предложив свои поправки как раз в тот самый пункт об определении кандидатур в мэры областных городов главой региона. Правда, это делала предыдущая команда — Кувайшева, которого в марте отправили в отставку, заменив Паслером.
То есть готовился построить мэров один губернатор, а плодами воспользовался другой — его конкурент. СМИ называли Паслера антагонистом Кувайшева. Мол, прежний глава водил дружбу с бизнесменом Бибиковым, которого недавно раскулачили, обвинив в завышении тарифов ЖКХ, что позволило зайти в регион ЖКХ-бизнесу олигарха Вексельберга.
А Паслер — бывший гендиректор одной коммунальной компании олигарха.
Обратите внимание: Чем грозит реформа ОМС.
На этом основании пресса называла его «человеком Вексельберга». То есть связка Вексельберг-Паслер сменила в Свердловской области связку Бибиков-Кувайшев. Но и тем, и другим нужны «свои» мэры, чтобы сбор коммунальных платежей с населения шёл гладко. Так?На этом примере марксисты могут доказывать свою правоту — экономика определяет политику, а не наоборот. Жесткая вертикаль нужна любому олигарху — и правильному, и неправильному. Самоуправление, демократические выборы лишь вносят неопределённость в их бизнес. Получается, идеал олигарха — диктатура, Пиночет, который выстроит всех вокруг.
Своё пренебрежение к избирателям, народу Паслер продемонстрировал ещё в бытность губернатором Оренбургской области. Во время ужасного наводнения, когда тысячи жителей страдали без воды и пищи, отрезанные от мира, он умудрился повести себя некорректно, за что получил лёгкий нагоняй даже от Кремля.
Впрочем, в защиту своей позиции по мэрам городов новый губернатор Свердловской области может сослаться не только на закон (допускает, не запрещает), но и пример некоторых других регионов. На «губернаторскую» систему перешли в Красноярском крае, Нижегородской и Вологодской областях, в республиках Мари Эл и Коми.
В Якутии и Алтайском крае собираются, но пока не сделали (может и не выйдет, если местные депутаты заартачатся).
Но есть и фрондёры. Это Татарстан, Удмуртия, Оренбургская, Самарская, Челябинская, Воронежская, Белгородская, Орловская, Курская, Саратовская и Волгоградская области. Там решили вне столицы жить по старинке.
Особняком регионы-бунтари. В Республике Алтай (Горный Алтай, не путать с Алтайским краем) протесты местных жителей, чабанов и охотников, оказались столь массовыми и брутальными — жители перекрывали Чуйский тракт, садились под арест, но не отступали, что власть пошла на попятную и сохранила выбор модели за муниципальными депутатами.
В Хакасии всё было проще. Там «красный» губернатор Валентин Коноваловналожил вето на закон о едином механизме избрания мэров, принятый региональным парламентом, контролируемым «Единой Россией». То есть воспользовался законными согласительными процедурами. И ничего, небо на землю не упало.
Национальные республики охотно используют возможность сохранить у себя более сложную, развитую систему самоуправления. Крым, Чечня, Башкирия, Калмыкия, Мордовия
На Урале решили причесать мэров под одну гребёнку. Их право. Но в случае неудачи, есть право и переиграть — вернуть прямые выборы.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Реформа местного самоуправления оборачивается её полным демонтажом. Мнение народа и его выбор предложено считать ересью.