Критерии семейной ипотеки требуют ужесточения для реальной демографической поддержки

Согласно обновленному прогнозу Центробанка, снижение ключевой ставки в ближайший год будет происходить крайне медленно. К концу 2026 года она может опуститься лишь до уровня 12–14%. При реализации рискового или проинфляционного сценария не исключено даже повышение ставки до 20% и выше. Это означает, что экономика России вступила в длительный период дорогих денег, что ставит под вопрос перспективы экономического роста.

1. Рост без ресурсов: тупик экстенсивного пути

Ответ на вопрос о росте осложняется уникальной ситуацией на рынке труда. Уровень безработицы, рассчитанный по методике МОТ, достиг исторического минимума в 2,2%. Это свидетельствует о практически полном отсутствии свободных трудовых ресурсов в экономике. Отдельные случаи перевода предприятий на неполную рабочую неделю, о которых много говорят, носят точечный характер — такая практика затрагивает лишь 0,2% работников и не решает системной проблемы дефицита кадров.

В таких условиях традиционный экстенсивный рост, основанный на привлечении новых работников, для экономики в целом невозможен. Расширение одного предприятия будет происходить лишь за счет переманивания сотрудников у другого, что не даст совокупного прироста. Единственный возможный путь развития — это интенсивный рост за счет повышения производительности труда. Этот тезис стал центральным в недавних парламентских обсуждениях денежно-кредитной политики.

2. Дилемма денежно-кредитной политики

Казалось бы, простое решение для стимулирования инвестиций в автоматизацию — это ускоренное снижение ключевой ставки, чтобы сделать кредиты дешевле. Однако у этого подхода есть серьезные побочные эффекты. Низкая ставка будет подстегивать не только инвестиции в технологии, но и экстенсивное расширение бизнеса, что лишь усилит конкуренцию за кадры и спровоцирует гонку зарплат. В сочетании с ростом потребительского спроса это неминуемо приведет к новой волне инфляции, сводя на нет все потенциальные выгоды.

Более взвешенной и эффективной альтернативой видится не общее удешевление кредита, а точечная государственная поддержка конкретных проектов, направленных на автоматизацию и повышение производительности. Такая поддержка может предоставляться в форме льготного финансирования или иных мер. Этот подход позволяет целенаправленно стимулировать технологический прогресс, избегая при этом перегрева потребительского рынка и избыточного давления на рынок труда.

3. Позиция КПРФ: приоритеты вместо распыления

Именно такой путь — концентрации господдержки на ограниченном числе критически важных отраслей — был предложен фракцией КПРФ в Госдуме. Выступая от имени фракции, первый зампред комитета по финансовому рынку Вадим Кумин четко обозначил новые акценты в позиции партии. Во-первых, был подтвержден безусловный приоритет борьбы с инфляцией. Во-вторых, был очерчен круг приоритетных сфер для точечной поддержки: оборонная промышленность, производство товаров первой необходимости и импортозамещение, высокие технологии и обеспечение технологического суверенитета, а также производство оборудования для автоматизации.

Такой подход означает отказ от погони за абстрактными показателями роста ВВП в пользу концентрации на развитии действительно стратегических направлений. Эти отрасли должны получать доступ к льготному финансированию, позволяющему им развиваться даже в условиях жесткой денежно-кредитной политики.

4. Семейная ипотека: благие намерения и перекосы

Однако текущая реальность, по мнению коммунистов, далека от этой модели. Основной объем льготного кредитования (более 70%) сегодня направляется не в приоритетные производственные секторы, а на поддержку строительного комплекса через программы льготной, и в первую очередь семейной, ипотеки. При этом объемы ипотечного льготного кредитования растут, а кредитование предприятий, напротив, сокращается — с пиковых 6 трлн рублей в 2022–2023 годах до примерно 4 трлн рублей в настоящее время.

Кумин привел шокирующие данные: только в 2025 году бюджетные расходы на компенсации банкам по программам льготной ипотеки составили около 2 трлн рублей. Депутат дал жесткую оценку сложившейся системе: первоначальную выгоду получили девелоперы, взвинтившие цены на жилье, а на протяжении последующих 25 лет прибыль будут извлекать банки. Государство же несет колоссальные финансовые потери.

Исходя из этого, КПРФ сформулировала четкую позицию: массовая и фактически безадресная семейная ипотека в ее нынешнем виде является плохим инструментом социальной поддержки. Основную выгоду от нее получают не семьи, а бизнес. Партия призывает к кардинальному пересмотру этой программы. Критерии предоставления семейной ипотеки необходимо уточнить и ужесточить, чтобы обеспечить ее реальную направленность на решение демографических задач, а государственные расходы на эти цели — существенно сократить. Это требование стало ответом на осознание того, что в условиях гигантских бюджетных затрат льготная ипотека перестала быть частным вопросом и превратилась в проблему общегосударственного масштаба.

Авторская версия статьи — специально для «Свободной Прессы»

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Критерии семейной ипотеки надо уточнить и ужесточить, чтобы она реально работала на демографию.