Мусорная реформа в Забайкалье глазами бизнеса: не понять, но платить

Мусорная реформа в Забайкалье глазами бизнеса: не понять, но платить

Почему бизнес не заключает договоры на вывоз мусора с «Олерон+»? По инициативе Уполномоченного прошло совещание, главной темой которого стала ситуация, в которой оказался бизнес в ходе реализации мусорной реформы в регионе.

Нормативы накопления отходов некорректны

В рамках «Мусорной реформы», которая заработала в прошлом году, предприниматели должны были заключить договоры на вывоз мусора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами «Олерон+». Однако сделали это немногие. По словам бизнеса, причина тому - плата за вывоз мусора несоразмерна его объемам из-за некорректных нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных Региональной службой по тарифам (РСТ).

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, бизнес-защитник Виктория Бессонова организовала совещание, участниками которого стали руководитель компании «Олерон+», представители министерства природных ресурсов, читинской межрайонной природоохранной прокуратуры, краевой прокуратуры. Представители РСТ, сославшись на занятость, на совещание не пришли.



Задолженность потребителей перед «Олерон+» более 360 миллионов, из них менее 10% приходится на бизнес

На встрече руководитель компании «Олерон+» Кирилл Лунев рассказал, что на сегодняшний день задолженность бизнеса перед компанией «Олерон+» составляет около 35 млн. рублей, со стороны бюджетных организаций – около 10 миллионов, со стороны населения эта сумма равна 320 миллионам.

При этом участники отметили, что причина, по которой предприниматель не спешит заключать договор с региональным оператором, очевидна – нормативы, и как итог, плата за услугу, несоразмерны реальным объемам ТКО. В качестве положительного примера была приведена Иркутская область, где плата значительно ниже забайкальской, т.к. рассчитывается корректным образом. Чтобы достичь этого и в нашем регионе нужно изменить нормативы накопления отходов, установленные Региональной службой по тарифам.

Как происходит заключение договоров бизнеса и «Олерон+» и почему нормативы некорректны

В прошлом году было решено, что договоры с бизнесом могут заключаться на условиях вывоза отходов «по факту накопления», который будет определяться путем предоставления организациям мешков для мусора. По словам руководителя «Олерон+», таким правом воспользовались 611 предпринимателей, однако, ни по одному из них не было заявок на вывоз мусора. В настоящее время данный вариант заключения договора исключается, он не соответствует санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам, в структуру тарифа не включаются затраты на предоставление пакетов для мусора. На сегодняшний день, чтобы заключить договор «по факту» у предпринимателя должен быть свой контейнер, а периодичность вывоза мусора в этом случае регулируется в договорном порядке. Однако не у всех предпринимателей есть необходимость и возможность устанавливать контейнеры, это зависит от вида деятельности, места расположения, иных обстоятельств. В таких случаях договор заключается на условиях, когда плата за вывоз мусора рассчитывается исходя из тарифа и норматива накопления отходов.

- «Нормативы накопления отходов были установлены Региональной службой по тарифам в 2019-м году, и уже тогда не отражали реальной картины, - отмечает бизнес-защитник Виктория Бессонова, - Как выяснилось позже, замеры проведены в отсутствии необходимого оборудования, не на всех территориях и для минимального количества категорий объектов, без учета особенностей размещения и объемов оборота. Например, в Иркутской области нормативы установлены для 26 категорий с учетом территориального принципа, в Забайкальском крае – только для 13 и без такового».

Для изменения утвержденных нормативов необходимы корректные данные по замерам.

Обратите внимание: Есть ли в России новые возможности для бизнеса?.

Однако, участники заседания, проанализировав информацию, представленную РСТ к данному заседанию, пришли к выводу, что проведенная работа по замерам оставляет желать лучшего. Позволят ли полученные данные утвердить РСТ новые нормативы, отвечающие действительности?

Предприниматели должны платить за то, чего нет

Приведем пример ситуации, в которой оказалась владелица сети ювелирных магазинов. Фактический объем отходов с одной торговой точки составляет не более 0,5 м3. При этом, объем, за который предпринимателя обязуют платить в среднем составляет более 5 м3. Навязываемый нормативами объем ТКО в десять раз превышает реальный - предпринимателя заставляют платить за вывоз несуществующих отходов.

Это происходит, потому что рассчитанные для торговых предприятий нормативы совершенно не учитывают ни особенности направления бизнеса (продовольственные, непродовольственные товары, объемные, пожароопасные товары и другие), ни количество человек, занятых в торговом процессе, ни организацию товарооборота. Таким образом, плата за услугу для крупной продуктовой сети и, например, ювелирного магазина, не имеющего административных и складских помещений, одинакова, несмотря на то, что объем производимых отходов, очевидно, отличается в разы.

Приведем еще один пример и для сравнения возьмем Иркутскую область. Для промышленного магазина площадью 50 кв.м. у них установлен норматив в 1,5 м3, при тарифе в 480 рублей плата за месяц для предпринимателя составит 720 рублей. Для аналогичного магазина в нашем регионе установлен норматив в 8,55 м3. При тарифе в 546 рублей плата для него составит 4 тысячи 672 рубля в месяц.

В отличие от Забайкалья в Иркутской области для расчета нормативов утвержден годовой объем мусора, присутствует разделение предпринимателей по сферам деятельности, объемам оборота и другим аспектам, которые в нашем регионе не взяты в расчет.

Прокуратура на стороне бизнеса

Позицию бизнеса и Уполномоченного поддержали и представители Прокуратуры, с их стороны готовится иск в суд для того, чтобы обжаловать Приказ РСТ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Забайкальского края».

Что не так с территориальной схемой обращения с ТКО



Кроме нормативов, изменений требует и территориальная схема обращения с ТКО, так как она не соответствует действительности. По словам регионального оператора, в нее включены объекты, на которых он услуги не оказывает, потому что к ним нет доступа - нет дороги и невозможно проехать, чтобы забрать мусор. Однако есть такие территории, где услуги оказываются, но в схему не включены. Свои предложения по изменению схемы «Олерон+» направил в Министерство природных ресурсов, замечания будут рассмотрены до 25 марта.

Итог

Участники совещания пришли к выводу о том, что плата за мусор в крае так и не стала справедливой, перспектив к тому, что она станет таковой в ближайшее время нет, но при этом нет и основания для освобождения кого-либо из участников данного процесса от ответственности за невыполнение своих обязанностей – заключить договор, вывезти мусор, оплатить оказанную услугу. А что же с некорректными нормативами, некачественными замерами – в этом случае ответственности никто не несет. Пока о таких случаях неизвестно.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Мусорная реформа в Забайкалье глазами бизнеса: не понять, но платить.





Поделись!