Данный вопрос задают себе многие бизнесмены, не желая отказываться от автономной деятельности, но сталкиваясь с повседневной реальностью. Я, как и все, уделил этому вопросу не один день и в этой статье хочу поделиться неожиданными результатами своих поисков.
1. Экспорт
Как ни странно, но возможности для экспорта действительно были увеличены. Просто как обычно тихо и незаметно. А ведь действительно есть чему радоваться. Правда, в основном, мелким производителям.
В качестве эксперимента для компаний на упрощенке сейчас и ИП действует система упрощенного таможенного оформления через почту России. Это очень хорошие новости для всех, кто работает через E-bay, Etsy и прочие сервисы. Теперь можно отправлять огромное количество посылок в прозрачном режиме и с адекватным налогообложением.
Однако здесь же возникает и минус. Сами тарифы Поты России. Дешевые товары будут неконкурентоспособны в сравнении с аналогами тойже Украины. Перспективы открываются только для товаров действительно уникальных, где все зависит не от цены, а также для всего, что стоит хотя бы дороже 50 долларов. И конечно имеет небольшие габариты и вес.
Но даже за это можно сказать спасибо. В текущей действительности это очень неплохая возможность развивать экспортное направление для тех, чей товар имеет экспортный потенциал.
Отдельно стоит выделить экспортные центры. Это государственные учреждения, существующие во многих регионах. И, судя по множеству отзывов, оказывающие достаточно эффективную помощь. В основном, увы, они ориентированы на Китай. Но это сегодня очень большой рынок. Промышленные товары российского производства там никого не интересуют, а вот продукты питания длительного хранения (такие как кондитерские изделия и даже вода) туда идут на ура и в очень больших количествах.
Сотрудничество, как правило, строится через внутрикитайских оптовиков. Но для поставщика это только проще. Ему не нужно заниматься сбытом. Многие производствам удается продавать в Китай до 100% своей продукции. И если Вы просто разливаете воды не спешите думать, что в Китае она не нужна. Как раз вода туда идет великолепно. И в весьма необычной таре. Пластиковой емкости с карабином, которая пристегивается на пояс. А линию для розлива и саму тару китайские компании с радостью предоставляют. Правда при условии эксклюзивности поставок. Китай демонстрирует жизнеспособный спрос на очень многие товары, от которых этого сложно ожидать. Поэтому прежде чем исключать возможность продавать в Китай, сначала лучше оценить ее реальный потенциал для Вашего бизнеса.
2. Внутренний рынок
Учитывая степень упадка рынка внутреннего, о его перспективах, пожалуй, сейчас говорят только инфо-цигане, иначе некому будет продавать свой продукт в виде тренингов и обучения. Реальная же ситуация весьма печальна.
Опять же стоит задумываться только о проектах с высоким экспортным потенциалом, или о продуктах, позволяющих потребителю сэкономить на чем-то еще. Подобно тому, как суши-бары подъедали рынок японских ресторанов и это выглядело как рост. Хотя в целом сегмент японской кухни сокращался.
3. Пандемия
Еще одним вектором роста стала пандемия. Она создала восходящий тренд в немногих сегментах, но такие есть. Пароход с масками и антисептиками уже уплыл за горизонт и мне иногда кажется, что попало на этом гораздо больше людей, чем успело заработать. А вот сегмент загородного строительства и всего, что с ним связано, наоборот растет. Так как многие стараются уехать из города и текущие подрядчики этого рынка все лето были просто завалены работой и отказывались от заказов, не имея возможности нарастить производство.
Недостатком этого тренда является его временность.
Но если у Вас есть металлообрабатывающее оборудование, Вы можете временно переключиться на беседки и автоматические ворота. И так далее. Аналогично со всеми прочими составляющими. Если можете временно перепрофилироваться на этот сегмент - об этом стоит задуматься. С кадрами тоже все не так плохо. В одной из моих компаний этим летом работали на покосе травы артисты цирка, автомеханики и даже военные. Да, такие кадры дороже. Но раньше в этом сегменте их было вообще не найти. А сам тренд сохранится еще минимум 2 года и если успеете наработать репутацию, возможно не захотите потом уходить из этого сегмента.