Всем привет! Мы переходим от общих рассуждений к конкретным рекомендациям. Как вести себя в профессиональной среде? Это зависит от ваших целей, ценностей и личных качеств. Давайте рассмотрим две условные модели поведения, которые можно обозначить как Don Quijote и Don Effect. К какой из них вы себя отнесете — или, возможно, ни к одной, или к обеим — решать вам. В конце мы подведем итог, выделив сильные и слабые стороны каждой позиции.
1. Что такое Don Effect?
Начнем со второй модели — Don Effect. Это стратегия, ориентированная на создание видимости бурной деятельности и максимальное приближение к руководству для укрепления собственных позиций, иногда в ущерб реальной эффективности.
2. Практическое руководство для ИТ-специалиста в стиле Don Effect
Если вы выбрали путь Don Effect, вот несколько проверенных советов, как выстроить свою карьеру в ИТ-сфере:
1. Будьте на виду у начальства. Регулярно направляйте руководству письма с предложениями и яркими презентациями о своей работе, даже если они не совсем уместны. Посещайте все совещания, включая те, куда вас не приглашали. Занимайте место так, чтобы находиться в поле зрения руководителя — например, между ним и экраном. Работайте в офисе по выходным: меньше людей — больше заметности.
2. Создавайте бюрократические структуры. Инициируйте формирование как можно большего числа комитетов, рабочих групп и управляющих советов по ИТ-проектам. Это увеличит количество проектов и бюджетов, при этом распределит ответственность, а коллеги оценят вашу «вовлеченность».
3. Не пытайтесь обучать бизнес-руководителей. Исходите из того, что их знания слишком уникальны и глубоки, чтобы их можно было формализовать с помощью ИТ-инструментов.
4. Покупайте то, что просит руководство. Старайтесь приобретать именно те решения, на которые указывают сверху, особенно у рекомендованных поставщиков, предварительно пропустив закупку через созданные вами комитеты (см. пункт 2).
5. Оформляйте всё приказами. Даже самую незначительную инициативу следует закреплять официальным распоряжением директора.
6. Говорите на сложном языке. Активно используйте в речи иностранные и узкопрофессиональные термины, а если их не хватает — придумывайте свои. Вы должны выглядеть экспертом, который в курсе мировых трендов.
7. Без одобрения — никаких действий. Даже в случае аварии или чрезвычайной ситуации дожидайтесь формального разрешения руководства.
8. Не тратьте силы на профилактику. Лучше ничего не предпринимать для предотвращения сбоев, вирусных атак или отказов оборудования. Когда ЧП случится, вы окажетесь в центре внимания, героически устраняя последствия. Причину можно будет списать на хакеров, энергетиков или нехватку кадров. После этого подготовьте эффектную презентацию о своем подвиге — это может принести награды и дополнительное финансирование.
9. Экспериментируйте в рабочее время. Проводите все рискованные изменения в ИТ-инфраструктуре именно тогда, когда все на месте. Если что-то пойдет не так, под рукой будет больше ресурсов для решения проблемы. Пользователи подождут, а директор, скорее всего, компьютером не пользуется.
10. Внедряйте посредников. Стремитесь к тому, чтобы между пользователем и компьютером всегда находился ваш ИТ-специалист. Бизнес должен заниматься бизнесом, а работа с данными — это ваша профессиональная территория.
11. Создавайте зависимость. Внедряйте системы так, чтобы они переставали работать в ваше отсутствие. Впрочем, если реализован пункт 10, можно ограничиться внедрением Excel.
12. Интегрируйте только на словах. О межсистемной интеграции говорите в презентациях, но на деле избегайте, чтобы не вступать в противоречие с пунктами 10 и 11.
13. Будьте первым в трендах. Внимательно следите за рынком гаджетов и вовремя преподносите новинки руководству и его ближайшему окружению. В идеале вы должны быть главным источником таких подарков.
14. Осваивайте модную лексику. Читайте ИТ-журналы, смотрите профильные передачи. Обогащайте свою речь терминами вроде «трансформация», «цифровизация», «Big Data», «интернет вещей». Перенесите эти названия в организационную структуру: переименуйте себя в «Главного цифрового трансформатора», создайте должности вроде «Архитектора трансформации» или «Бизнес-ИТ-партнера по цифровой экономике». На такие позиции можно рекомендовать людей по протекции — глубокие знания здесь не обязательны.
15. Дистанцируйтесь от ошибок подчиненных. Никогда не берите на себя ответственность за промахи вашей команды. Пусть руководство знает, с какими сложными кадрами вам приходится работать.
16. Присваивайте успехи. Все достижения отдела презентуйте руководству как свои личные заслуги. Ведь без вашего руководства ничего бы не получилось.
17. Создавайте дефицит. Всегда оставляйте ощущение, что чего-то не хватает — ресурсов, мощностей, людей. Ненавязчиво просите на это финансирование, не забывая и о собственном вознаграждении.
Вот, в общих чертах, основные принципы. Если следовать этим рекомендациям, ваша карьерная эффективность и срок пребывания на должности могут существенно возрасти. Возможно, я что-то упустил? Дополняйте в комментариях — это будет полезно всем. Готов ответить на вопросы.
О противоположной стратегии — Don Quijote в ИТ — мы поговорим в следующей статье.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Don Quijote или Don Effect.