Viva Черногория! Это вам не бензин ослиной мочой разбавлять — здесь масштабы иные!
Автобан «Бар — Боляре — Белград» задумывался как грандиозная стройка, которая должна была преобразить транспортную систему Черногории. Проект предполагал создание 167 километров современной трассы, проходящей через 48 тоннелей и 107 мостов и виадуков. Однако вместо триумфа инженерной мысли он стал символом скандала, коррупции и финансовой несостоятельности.
фото с сайта https://life-thai.com/kakie-dorogi-v-chernogorii-i-slozhno-li-vodit-avto/
Из блога писателя Ивана Карасёва.
1. Идиллия с тёмной изнанкой
Черногория часто ассоциируется с идиллическими пейзажами: горные склоны, белые домики с красными черепичными крышами, лазурное море. Однако за этой красивой картинкой скрывается сложная политическая и экономическая реальность. Более тридцати лет страной практически без перерыва правит Мило Джуканович, прошедший путь от коммуниста до прозападного политика. Именно при его правлении родилась идея масштабного дорожного проекта.
2. Поиск финансирования: от Европы к Китаю
Изначально черногорское правительство обратилось за финансированием к европейским структурам и Международному валютному фонду. Однако там усомнились в экономической целесообразности строительства столь дорогой магистрали для небольшой страны и отказали в кредитах. Это, вероятно, даже обрадовало правящую элиту, поскольку европейские кредиторы обычно устанавливают жёсткий контроль за расходованием средств. Вместо них нашёлся более «сговорчивый» партнёр — Китай.
3. Кабальный контракт века
Китайские компании согласились построить дорогу, а банки — выдать кредит в размере миллиарда долларов. Однако условия были по-настоящему драконовскими. В случае невозврата кредита Черногория должна была отказаться от суверенитета над частью своей территории — ключевым портом Бар, единственным морским портом страны. Более того, все возможные споры по контракту должны были рассматриваться исключительно в китайских судах. Многие детали этой сделки были засекречены, что лишь усилило подозрения в коррупционных схемах.
4. Строительство-невидимка: куда исчез миллиард?
Китайские подрядчики, вопреки ожиданиям, не стали нанимать местных рабочих, а привезли своих. В результате освоения всего миллиарда долларов было построено лишь около 40 километров дороги вместо запланированных 167. Теперь этот «автобан» соединяет лишь несколько деревень, не затрагивая ни одного крупного города. Возникает резонный вопрос: куда делись деньги? Даже с учётом возможного занижения сметы, исчезновение сотен миллионов долларов выглядит вопиющим. В пересчёте на каждого жителя Черногории, включая младенцев, это около тысячи долларов.
5. Коррупция в европейском исполнении
Автор проводит сравнение с Россией, которую часто называют одной из самых коррумпированных стран. Однако, согласно рейтингу Transparency International, Черногория занимает 67-е место из 180, а Россия — 129-е. Если бы в России был реализован проект сопоставимого масштаба хищений на душу населения, сумма составила бы десятки миллиардов долларов. Для сравнения, даже в громком деле о хищениях на космодроме «Восточный» фигурировали суммы, эквивалентные меньшим, чем в черногорской истории.
Эта история показывает, что проблемы коррупции и неэффективного управления существуют не только в странах, которые принято критиковать. Порой «бревно в своём глазу» мешает увидеть аналогичные проблемы у соседей, особенно если эти соседи позиционируют себя как часть «благополучной Европы».
Блог Ивана Карасёва здесь.
Книги Ивана Карасёва здесь.
6. Самое популярное на сайте:
Русский кот во Франции - птица вольная. Ни замки, ни заборы его не остановят
Невыносимое счастье первой любви
У французской пары не было детей, и они взяли их в советском провинциальном детдоме
Большая стирка в Кастелламмаре и сарацинская башня в Вико-Экуэнсе
Урок географии
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Самая дорогая дорога связала пару деревень.