Влияние России на мировой арене: ограничения слабой экономики и дилеммы внешней политики

1. Дипломатические ультиматумы и экономические реалии

Россия выдвинула Западу серьёзные требования по безопасности. Однако возникает закономерный вопрос: что будет, если эти предложения будут отвергнуты? Логика подсказывает, что за словом «А» должно последовать и слово «Б». Но что конкретно может представлять собой это «Б» в условиях, когда реальные экономические рычаги влияния ограничены?

Несмотря на громкие заявления, такие как слова замглавы МИД Сергея Рябкова о том, что НАТО больше не сможет оттеснять Россию, остаётся неясным, чем именно Москва может подкрепить эту риторику. Что заставит альянс «сдать назад»? Без мощной, диверсифицированной экономики голос России на мировой арене часто остаётся без должного внимания. Это видно даже в отношениях с Евросоюзом, который, несмотря на энергетическую зависимость, нередко действует вразрез с российскими интересами, что проявляется в спортивных санкциях или судебных исках.

Ответные меры часто оказываются слабыми или вовсе отсутствуют. Россия вынуждена платить по международным искам, в том числе и тем, которые выглядят политически мотивированными, как, например, последний иск в рамках ВТО на астрономическую сумму. Суть проблемы не в отдельных выплатах, а в самой возможности так обращаться с государством. Такое отношение стало возможным потому, что мировая экономика не воспринимает Россию как равноправного игрока с развитым производством.

2. Структура экономики: зависимость от сырья и проблемы промышленности

Если мысленно убрать нефтегазовый сектор, картина российской экономики становится крайне уязвимой. Яркой иллюстрацией проблем в высокотехнологичных отраслях служит история самолёта МС-21.

Презентация самолёта МС-21 (иллюстрация из открытых источников)

Разработка этой машины началась ещё в советское время, но из-за распада СССР проект заморозили. Возрождение в 2000-х годах столкнулось с новыми вызовами. Даже создание отечественных композитных крыльев после западных санкций — это достижение, но оно сопровождается признанием, что самолёт пока тяжелее, а двигатели остаются иностранными. Планы по выпуску 76 машин к 2027 году контрастируют с масштабами производства Airbus или Boeing, выпускающих сотни лайнеров в год. Для сравнения, СССР когда-то обеспечивал авиаперевозки для трети мира.

ТУ-154, самый массовый самолёт СССР (иллюстрация из открытых источников)

Проблема МС-21 и «Суперджета» упирается не только в производство, но и в сертификацию и рыночный спрос. Без международных сертификатов экспортные перспективы туманны.

3. Повседневная экономика: импорт и социальные вопросы

Ситуация в авиастроении — лишь частный случай общей тенденции. Даже в активно развивающемся строительном секторе используется преимущественно иностранная техника. В бытовой технике и электронике доля товаров полного российского цикла, а не просто «отвёрточной» сборки, ничтожно мала.

К социально-экономическим вызовам добавляется и ситуация на рынке труда, где рабочие места часто занимают трудовые мигранты, в то время как многие граждане России испытывают финансовые трудности. При этом, как отмечают эксперты, денежные переводы мигрантов и прямая помощь становятся существенной частью бюджетов некоторых стран СНГ.

Семён Багдасаров (иллюстрация - кадр программы телесайта Россия)

Схожая с Казахстаном проблема наблюдается и в России: многие стратегические предприятия, формально считающиеся российскими, контролируются иностранным капиталом. Их логика диктуется глобальной прибылью, а не интересами внутреннего рынка, что является одной из причин роста цен на топливо и продукты. Как отмечал президент, это следствие «конъюнктуры мирового рынка».

Владимир Владимирович Путин (иллюстрация из открытых источников)

4. Внешняя политика в условиях уязвимости

Возвращаясь к исходному вопросу: насколько сильны позиции России в диалоге с Западом при такой экономической модели? Запад, обладая рычагами финансового и технологического давления (от отключения от SWIFT до ограничений на поставки критически важных компонентов), может действовать как строгий «управдом». Ответ на возможные санкции без развитой собственной экономики и высокого уровня жизни населения, которое является опорой власти, выглядит проблематичным.

Как справедливо отмечал Ленин, политика — это концентрированное выражение экономики. Вес государства на международной арене напрямую зависит от мощи его экономики. Даже обладание передовыми военными технологиями, такими как гиперзвуковое оружие, не может в полной мере компенсировать экономическую слабость в долгосрочной дипломатической игре. Без фундаментального экономического развития реальное влияние на мировую политику будет оставаться ограниченным.

Подписывайтесь в раздел РОСГОД – Россия. Годы. Дни. Узнавайте больше на сайте ROSGOD.RU

Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Способен ли Путин на что-то влиять во внешней политике при такой слабой экономике в стране.