Добрый день, уважаемые читатели! Тема развития образования в регионах всегда вызывает живой интерес, особенно когда речь заходит о строительстве новых школ и детских садов.
Просматривая федеральные новости, я обратила внимание на активное обсуждение строительства образовательных учреждений. Изначально радостная новость о развитии инфраструктуры сменилась легким разочарованием, когда выяснилось, что основной акцент в репортаже был сделан на Подмосковье. Безусловно, Москва и область традиционно находятся в привилегированном положении с точки зрения финансирования и темпов развития. Однако давно назрела необходимость уделять больше внимания другим субъектам Федерации, чтобы преодолеть сложившуюся систему перераспределения ресурсов.
Официальные лица не раз заявляли о направлении средств в регионы, особенно на фоне снижения доходов местных бюджетов. Поэтому хотелось бы чаще слышать о достижениях не только в центральном регионе, но и, например, в Мурманской, Волгоградской, Омской или Нижегородской областях. Это стало бы сигналом о реальных изменениях в региональной политике.
Решив разобраться, как обстоят дела на самом деле, я изучила ситуацию в нескольких регионах. Оказалось, что строительство и ремонт школ ведутся по всей стране, хоть и с разной интенсивностью.
1. Региональные новости: стройки и планы
В 2022 году в Нижегородской области строительные работы велись на 20 объектах образования. Помимо возведения 15 новых школ, продолжилось строительство пяти объектов, включая пристройки и новые здания. Особое внимание привлекает проект «Школа 800» в Нижнем Новгороде, хотя его открытие несколько раз переносилось и теперь запланировано на январь следующего года. С этим проектом, к сожалению, были связаны скандалы, связанные с мошенничеством при закупке оборудования.
Мурманск к концу 2022 года должен был получить две новые школы на 1300 мест. Однако, как отмечает «Арктический обозреватель», реализация таких проектов всегда требует тщательного контроля за исполнением контрактов и сроками.
Волгоградская область в 2022–2023 годах планировала открыть шесть новых школ, что является значимым шагом для региона.
В Саратове в 2022 году также должны были появиться две новые школы. Кроме того, в области стартовал масштабный региональный проект по ремонту 100 школ и 100 детских садов.
Краснодарский край, будучи одним из самых динамично развивающихся регионов, также активно строит образовательные учреждения. Через полтора года в Краснодаре планировалось открыть одну из крупнейших школ Южного Федерального округа на 1875 мест, с организацией обучения в одну смену. По плану, открытие было намечено на ноябрь 2022 года. Параллельно в городе ведется строительство и других объектов: школы в поселке Знаменском на 1100 мест, нового корпуса на 400 мест и пристройки на 300 учащихся.
Обратите внимание: Я не буду делать ремонт и инвестировать в эту экономику!.
В Пермском крае ситуация также обнадеживает: — Сейчас в регионе в активной фазе строительства находятся 13 школ. Такого количества строек учебных заведений одномоментно в регионе никогда не было, — рассказал губернатор Дмитрий Махонин. Большинство из них строятся при поддержке краевых властей, а часть — по программе государственно-частного партнерства (ГЧП). В перспективе это даст тысячи новых мест для учеников.
Брянская область в 2022 году сделала ставку на капитальный ремонт, планируя обновить 30 школ. Эта работа ведется в рамках федеральной программы «Модернизация школьных систем образования», которая рассчитана до 2026 года и ставит целью привести в порядок все нуждающиеся в этом школы страны.
Таким образом, дело действительно сдвинулось с мертвой точки по всей России. Да, масштабы могут отличаться: где-то строят десять школ, а где-то — две. Где-то emphasis делается на новое строительство, а где-то — на ремонт. Но сам факт активной работы вселяет надежду.
2. Главный вопрос: а кто будет учить?
Однако новые стены — это еще не школа. Ключевой проблемой остается кадровый голод. Губернатор Московской области, например, открыто заявляет о необходимости привлекать учителей из других регионов, отмечая важность современных методик преподавания.
Он указал на то, что новые школы предполагают подбор и приглашение в регион новых учителей. «Нам нужны учителя, которые обладают всеми необходимыми методиками. Именно это влияет на качество образования», — отметил губернатор.
Здесь возникает серьезный дисбаланс. Регионы с более высокими зарплатами, такие как Подмосковье, могут «переманивать» специалистов. А в многих субъектах РФ учителя за 20-25 тысяч рублей в месяц вынуждены работать на износ, особенно в условиях общего роста цен. Эксперименты по новой системе оплаты труда педагогов, запущенные в некоторых областях, пока не дали гарантированного результата. Выходом из ситуации могло бы стать возвращение и развитие системы целевого набора в вузы.
3. Целевое обучение: путь домой или кабала?
Программа целевого приема в вузы имеет две стороны, которые важно тщательно взвесить.
Минусы целевого обучения:
- Долгосрочные обязательства: договор заключается на 6-9 лет, что требует серьезного и осознанного решения.
- Суровые санкции: в случае отчисления или отказа от отработки выпускник обязан возместить стоимость обучения, проживания и стипендии, что может составить 1-1.5 млн рублей.
- Ограничение маневра: перевод на заочную форму или на обычный бюджет часто невозможен без согласия работодателя.
- Риск недобросовестности: известны случаи, когда квоты использовались для устройства детей чиновников, которые потом не отрабатывали положенный срок.
Из отзывов студентов:
"Пошел на целевое, потому что баллов ЕГЭ не хватало, чтоб достойно конкурировать на бюджете".
Плюсы целевого обучения:
+ Отдельный, часто менее конкурентный, вступительный конкурс.
+ Раннее зачисление (в конце июня), что дает возможность в случае неудачи попробовать поступить с основным потоком.
+ Бесплатное обучение за счет будущего работодателя.
+ Прохождение практики и гарантированное трудоустройство после окончания вуза.
+ Поддержка во время учебы: обеспечение жильем и стипендией.
Эта программа призвана ликвидировать кадровый дефицит в важных для государства сферах, включая образование. При честном исполнении выигрывают все: регион получает специалиста, выпускник — работу и социальные гарантии, а система образования — мотивированного педагога. Личный опыт показывает, что такие механизмы работают: я сама, будучи «целевиком», вернулась в родную школу и проработала там 30 лет.
#общество #образование #экономика #регионы #бюджет #целевое обучение
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Ремонт и строительство школ в регионах – планы или реальность? и где искать кадры?.