Пока добровольцы и граждане, призванные в рамках частичной мобилизации, выполняют задачи в зоне специальной военной операции, государство гарантирует социальную защиту их близким. Однако уровень и формы этой поддержки существенно различаются в зависимости от региона, что создает неравные условия для семей участников СВО.
Подготовка мобилизованных граждан в Свердловской области
Депутаты Государственной Думы выступили с инициативой по унификации выплат для мобилизованных из разных субъектов РФ за счет средств федерального бюджета. В обращении к председателю правительства Михаилу Мишустину парламентарии предложили компенсировать регионам расходы, связанные с единовременными выплатами призванным гражданам, которые составляют не менее 195 000 рублей. Эта мера направлена на устранение существующей региональной диспропорции.
1. Финансовые возможности регионов: отличия в подходах
Как пояснила в комментарии для «Эксперта» доцент кафедры экономики РУДН Оксана Карпенко, сумма в 195 тысяч рублей является базовым федеральным платежом для всех мобилизованных, независимо от места жительства.
«Ряд субъектов Федерации по собственной инициативе устанавливает дополнительные выплаты. Их размер определяется региональными властями. Например, в Иркутской, Омской, Тульской и Мурманской областях мобилизованным выплачивают по 100 000 рублей сверх федеральной суммы. В Крыму и Севастополе дополнительная выплата составляет 200 тысяч рублей. В Москве принято решение о ежемесячных выплатах в размере 50 тысяч рублей», — отметила эксперт.
Подобная дифференциация изначально была обусловлена тем, что вопросы дополнительной поддержки находились в ведении регионов. Однако бюджетные возможности у всех разные. Многие субъекты не могут позволить себе значительные дополнительные расходы. При этом уровень риска для участников СВО из Севастополя, Москвы или Омска одинаков. Поэтому идея централизованной компенсации разницы выглядит логичной. Ключевой вопрос — наличие у федерального центра необходимых для этого ресурсов.
Инициатива депутатов от «Единой России» — не первое и, вероятно, не последнее предложение, направленное на усиление социальной защиты участников специальной военной операции и их семей. Правительство последовательно принимает новые решения, в том числе финансового характера.
В частности, 29 октября Кабинет министров утвердил правила предоставления мер социальной поддержки семьям мобилизованных. Согласно соответствующему постановлению, доходы призванных граждан не будут учитываться при расчете среднедушевого дохода их семей для определения права на получение социальной помощи.
«Государственная поддержка предоставляется семьям, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. Речь идет о таких мерах, как пособия для беременных, вставших на учет на ранних сроках, ежемесячные выплаты на детей от 3 до 7 и от 8 до 17 лет, выплаты при рождении первого или второго ребенка, а также о социальном контракте», — поясняется в сообщении на сайте правительства.
Стоит отметить, что величина прожиточного минимума также варьируется в зависимости от региона. Если в среднем по стране он составляет 12 274 рубля, то в Москве достигает 18 714 рублей на человека, а в Пензе — 10 038 рублей. Тем не менее, даже с учетом региональных различий, предоставление пособий является важной мерой поддержки.
Обратите внимание: Первой корпорацией-государством в мире была Ганзейская лига.
По расчетам Министерства финансов, общее число потенциальных получателей государственной поддержки в ближайшие три года может достичь почти 10 миллионов человек. С 2023 года планируется ввести универсальное ежемесячное пособие для малообеспеченных семей с детьми до 17 лет и для беременных женщин. На эти цели в бюджете заложено более 3,5 трлн рублей.
В то же время, как отмечает Оксана Карпенко, новое постановление в целом не приведет к значительному увеличению числа получателей адресной социальной помощи. «Количество получателей пособий для малоимущих существенно не изменится, поскольку расчет по-прежнему основывается на среднедушевом доходе семьи, который остается неизменным», — пояснила эксперт.
2. Нематериальная поддержка: значение социальных льгот
Помимо денежных выплат, критически важную роль играют так называемые неденежные формы поддержки. По мнению экспертов, эта сфера часто остается недооцененной.
«К таким льготам можно отнести право на первоочередное предоставление мест в детских садах, бесплатное двухразовое питание в школах для детей мобилизованных, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Регионам также стоит рассмотреть возможность выделения семьям участников СВО земельных участков», — считает Оксана Карпенко.
Многие субъекты РФ уже реализуют подобные меры, однако их масштаб и характер сильно зависят от инициативности региональных властей, их вовлеченности в решение проблем населения и, конечно, от доступных финансовых ресурсов.
Так, в Удмуртии пакет поддержки включает организацию профессионального обучения, содействие в трудоустройстве и даже помощь в открытии собственного дела. В Ингушетии, помимо льготного зачисления детей в детсады и обеспечения школьников горячим питанием, члены семей мобилизованных могут получать бесплатные лекарства по рецептам. Безработным родственникам также помогают найти работу. В Тульской области была внедрена возможность онлайн-регистрации браков с участием мобилизованных. А в Якутии органы ЗАГС перешли на круглосуточный режим работы для оформления документов призывникам и их избранницам.
«Любые формы поддержки мобилизованных крайне важны. Те, кто находится на передовой, должны ощущать заботу государства и общества. Помимо финансовой составляющей, огромное значение имеет идеологический аспект. Необходимо закрепить приоритетность поддержки участников СВО, сформировать особую социальную норму в отношении их потребностей», — подчеркнул в беседе с «Экспертом» Михаил Чураков, директор Центра гуманитарных технологий и исследований «Социальная механика».
«Исходя из моего полугодового опыта помощи военнослужащим, могу сказать, что чувство всесторонней — моральной и организационной — поддержки, не ограниченной формальными рамками, чрезвычайно важно», — добавил он.
Отметим, что вопросы социального обеспечения участников специальной военной операции и их семей находятся на постоянном контроле. Целесообразно, чтобы как материальные, так и нематериальные аспекты этой поддержки регулярно рассматривались на заседаниях Координационного совета при правительстве по обеспечению нужд СВО.
Больше интересных статей здесь: Экономика.