Возможен ли возврат к государственному регулированию цен на автомобили в России?

На прошедшей неделе в центре внимания оказались две ключевые инициативы. Первая касается планов АвтоВАЗа по запуску производства абсолютно новых для предприятия седанов класса «D». Вторая, и более значимая, — это перечень поручений правительству РФ, опубликованный по итогам встречи с членами Кабинета министров. Документ, появившийся в открытом доступе 5 декабря 2022 года, содержит ряд важных указаний.

Особый интерес представляет содержание этих поручений.

1. Содержание поручений правительству

1. Правительству Российской Федерации предписано:
а) Разработать и принять меры для повышения уровня автомобилизации населения. Для этого должен быть установлен целевой показатель, отражающий рост обеспеченности граждан автомобилями в 2023 году по сравнению с 2022-м, с ежеквартальным мониторингом его достижения.

Пункт "б" звучит более конкретно и вызывает дискуссии:

б) Обеспечить постоянный мониторинг и контроль за процессом ценообразования на транспортные средства, чтобы не допустить необоснованного роста стоимости. Отчеты по этому вопросу должны предоставляться до 15 апреля 2023 года, а в дальнейшем — на регулярной ежеквартальной основе.

2. Эхо плановой экономики: риски и последствия

Фактически, это предложение означает потенциальный возврат к схеме, хорошо знакомой по советскому периоду, когда государство впрямую устанавливало цены на готовую продукцию. Однако исторический опыт ярко демонстрирует, к каким последствиям это привело: масштабному дефициту автомобилей. Потребители были вынуждены годами, а иногда и десятилетиями, стоять в очередях, полностью лишаясь права выбора модели или комплектации. В условиях плановой экономики во главу угла ставился валовый выпуск, а такие понятия, как разнообразие модельного ряда, инновации или индивидуальные предпочтения покупателя, игнорировались. В результате, просто прийти в автосалон и купить новую машину стало невозможным — сама система розничной торговли в современном понимании отсутствовала.

Более того, даже официальная цена часто не отражала реальных затрат гражданина. Фактическая стоимость приобретения, с учетом всевозможных надбавок и «услуг», могла превышать номинальную в два и более раза.

3. Почему фиксированные цены не работают в рыночных условиях?

Сегодня попытка ввести жесткое государственное регулирование цен выглядит анахронизмом. Современный автопром — это сложная экосистема. Каждое предприятие несет расходы на закупку металла и комплектующих (многие из которых импортные), обязано индексировать заработную плату сотрудникам в условиях инфляции, оплачивать растущие счета за энергоносители. Если гипотетически государство установит фиксированную цену на популярную модель, например, Lada Granta, на уровне условных 100 тысяч рублей, производитель лишится всякой гибкости. Что произойдет, если себестоимость производства из-за внешних факторов превысит эту планку? Работать в убыток? Ждать государственных субсидий на покрытие разницы? Такая практика экономически нежизнеспособна и ведет к стагнации.

Обратите внимание: Есть ли в России новые возможности для бизнеса?.

Производителю необходима прибыль не только для поддержания текущего производства, но и для инвестиций в модернизацию, разработку новых моделей, закупку современных технологий (например, тех же машинокомплектов). Без финансовой мотивации и ресурсов для развития любое предприятие обречено на деградацию.

4. Проблемы для дилерской сети и рынка в целом

Мировая практика показывает, что даже крупнейшие автоконцерны вынуждены периодически корректировать отпускные цены в сторону увеличения — обычно не реже двух раз в год. Это объективная реакция на рост затрат по всей цепочке поставок. Аналогичные проблемы возникнут и у дилеров. Они приобретают автомобили у завода, часто используя кредитные средства. Эти затраты необходимо окупить. Если при фиксированной розничной цене маржа дилера станет отрицательной или неприемлемо низкой, закономерной реакцией станет развитие «серого» рынка: продажи «из-под пола», дополнительные накрутки за «срочность» или «комплектацию». Таким образом, дефицит возникнет не в виде пустых складов, а в виде недоступности автомобиля по официальной цене.

Вопросы остаются и по методологии регулирования. На основании каких экономических критериев будет определяться «справедливая» цена? Как объективно оценить, является ли повышение затрат производителя «обоснованным»? Кто и как будет компенсировать разницу, если мировая конъюнктура изменится? Без ответов на эти вопросы и без параллельных мер поддержки (например, в виде снижения налоговой нагрузки или целевых субсидий на комплектующие) любое прямое регулирование цен выглядит контрпродуктивным и нереализуемым на практике. Оно игнорирует фундаментальные законы рыночной экономики и может привести к результатам, противоположным заявленной цели — не к доступности, а к новому витку дефицита и тенизации рынка.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Возможно ли введение контроля за ценами.