Российский финансовый рынок демонстрирует завидную жизнеспособность и динамичное развитие, что является обнадеживающим сигналом для экономики. После разрыва связей с западными финансовыми системами, вопреки многим прогнозам, не последовало обрушения банковского сектора или биржевой инфраструктуры. Хотя некоторые компании столкнулись с трудностями, масштабных кризисов, подобных краху Lehman Brothers, удалось избежать. На текущий момент можно говорить не только о полном восстановлении работы финансовой системы, но и о начале новой фазы ее роста с осени. Активное перераспределение капитала в последние месяцы доказывает, что внутренних ресурсов российской банковской системы, рынков облигаций и акций достаточно для поддержания экономического воспроизводства. Отчасти этому даже способствовало ограничение доступа к западным инфраструктурам, таким как Euroclear и Clearstream, что стимулировало развитие собственных мощностей.
1. Возрождение рынка акций и облигаций
Ярким примером оживления стал выход на IPO компании Whoosh, которая привлекла 2,1 млрд рублей, разместив акции по 185 рублей за штуку. Это первое подобное размещение с начала специальной военной операции. Хотя объемы несопоставимы с многомиллиардными долларовыми IPO прошлых лет, таких как ВТБ или «Роснефть», важно, что сделка была полностью обеспечена спросом со стороны отечественных, в основном частных, инвесторов, поскольку нерезиденты сейчас на рынок не выходят.
Еще более значимым является восстановление рынка облигаций. В ноябре такие крупные эмитенты, как «Атомэнергопром», ГТЛК и АФК «Система», успешно разместили выпуски на миллиарды рублей по ставкам, которые иногда оказываются ниже накопленной инфляции. Это говорит о высоком доверии инвесторов и их готовности кредитовать бизнес на выгодных для компаний условиях. Спрос часто превышает предложение, приводя к переподписке на выпуски.
Статистика Московской биржи показывает качественные изменения: если в 2021 году за 11 месяцев было размещено 784 выпуска на 5,5 трлн рублей, то за аналогичный период этого года количество выпусков снизилось до 438, но объем привлеченных средств вырос до 6,9 трлн рублей. Рост объема финансирования за квартал свидетельствует об увеличении спроса со стороны бизнеса, что является прямым инвестированием в экономику. Эти данные косвенно подтверждаются и оценкой Росстата, зафиксировавшей рост инвестиций в основной капитал на 5,9% за январь-сентябрь 2022 года. Увеличение объемов размещений — это позитивный сигнал с двух сторон: рынок демонстрирует доверие и готовность предоставлять капитал, а компании видят перспективы для развития и готовы его брать.
2. Формирование новых рынков и инструментов
Санкционные ограничения стали катализатором для создания собственного, «оншорного» рынка замещающих еврооблигаций. Например, «Газпром» разместил специальные облигации на $442,6 млн для обмена прежних еврооблигаций, права на которые учитываются в российских депозитариях, на локальные долговые бумаги. Оплатить новые облигации можно было как старыми бумагами, так и деньгами.
Обратите внимание: Что делать, когда рынок падает?.
В итоге на обмен было направлено еврооблигаций на $265,95 млн, а наличными средствами — $176,65 млн. По сути, это означает новые вложения в долговые обязательства газового гиганта.Параллельно растет популярность облигаций в юанях, так называемых «пандабондов». На Московской бирже уже зарегистрированы десятки выпусков таких бумаг от «Роснефти», «Полюса», «Металлоинвеста», «Сегежи» и других компаний. Примечательно, что доходность этих российских облигаций в юанях на внутреннем рынке оказывается ниже, чем у сопоставимых по риску бумаг непосредственно в Китае, что указывает на огромный спрос. Такие компании, как «Русал» и «Норникель», также анонсировали планы по размещению облигаций в юанях.
3. Изменение роли государства и структурные сдвиги
Минфин России при активной поддержке ЦБ и крупнейших банков кардинально изменил подход к заимствованиям, совершив революцию на рынке ОФЗ. Объемы размещения государственных облигаций достигли беспрецедентных для современной России масштабов, составив за последние месяцы около 2 триллионов рублей. При этом активные заимствования государства не создают конкуренции для корпоративных размещений, что говорит о достаточной емкости рынка.
Раньше сложилась парадоксальная ситуация: российские компании предпочитали занимать на Западе из-за больших объемов и низких ставок, а российские финансовые власти, в свою очередь, выступали кредиторами западной системы, размещая золотовалютные резервы и средства Фонда национального благосостояния в облигациях развитых стран. Западные инвесторы вкладывались в ОФЗ. Обратной стороной этой модели была высокая волатильность: при любом ухудшении конъюнктуры иностранный капитал стремительно уходил, создавая давление на рубль и обновляя его минимумы каждые несколько лет.
Жесткие санкции, направленные против финансового ядра России, сломали эту старую конструкцию, но одновременно дали мощный импульс для развития национальной финансовой системы. Они отрезали страну от внешнего финансирования, но и защитили рубль от спекулятивных атак и панического оттока капитала. В условиях системного профицита торгового баланса и бюджета необходимость во внешних заимствованиях отпала. Внутренний рынок стал замкнутой, но устойчивой системой для российского капитала и экономики.
Таким образом, в долгосрочной перспективе санкции не только не достигли своей цели по подрыву финансовой системы, но и принесли России определенные выгоды. Они вывели финансовые власти и институты из состояния спячки, заставив решать вопросы капитализации внутри российской юрисдикции. В конечном итоге это привело к деколонизации рубля, освободив его от зависимости от доллара и евро и заложив основы для суверенного финансового развития.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Российский финансовый рынок живее всех живых, и это хорошая новость.