Россия традиционно является крупным поставщиком сырья на мировой рынок — нефти, газа, зерна, леса. Однако возникает закономерный вопрос: как обстоят дела с экспортом сложной, наукоёмкой продукции, создание которой требует не только природных ресурсов, но и интеллекта, технологий и инноваций?
1. Прозрачность данных в современном мире
В последнее время часть статистики по энергетическому сектору стала закрытой. Однако в условиях глобальной торговли скрыть реальные цифры практически невозможно. Каждая сделка имеет как минимум двух участников — продавца и покупателя. Если одна сторона засекречивает данные, объявляя их государственной или коммерческой тайной, другая сторона часто не связана обязательствами о неразглашении. В цифровую эпоху, когда информация распространяется мгновенно, утаить объективные показатели торговли — задача невыполнимая.
Чтобы получить объективную картину, я обратился к базе данных COMTRADE ООН, которая фиксирует международную торговлю. Цель была проста: оценить, действительно ли в России развивается производство высокотехнологичной продукции, или же успехи в этой области существуют лишь в медийном пространстве. Анализ охватывает период с 1996 по 2021 год.
2. Машиностроение и оборудование: ядерные реакторы и не только
84-я товарная группа ТН ВЭД включает широкий спектр продукции: от сложнейшего оборудования, такого как ядерные реакторы (которые «Росатом» активно строит за рубежом), до котлов, турбин, двигателей и электростанций. Это именно те товары с высокой добавленной стоимостью, экспорт которых является показателем технологического развития страны.
Динамика российского экспорта в этой категории, млрд долларов:
На первый взгляд, рост очевиден: с 2 миллиардов долларов в 1990-х годах до почти 11 миллиардов в 2021-м. Однако эта картина радикально меняется, если сравнить её с китайскими показателями.
Как видно из графика, Китаю за тот же период удалось совершить настоящий рывок, нарастив экспорт сложного оборудования с минимальных объёмов до колоссальных 550 миллиардов долларов в год.
3. Транспортные средства: от автомобилей до спецтехники
87-я группа ТН ВЭД объединяет весь наземный транспорт (кроме железнодорожного): автомобили, автобусы, тракторы, спецтехнику, велосипеды и даже детские коляски.
Российский экспорт в этом сегменте также демонстрирует рост, но его абсолютное значение остаётся скромным:
Многие помнят, как первые китайские автомобили на российских дорогах вызывали скепсис и шутки о ненадёжности. Изменить восприятие потребителя — крайне сложная задача, но Китай с ней справился. Уже к концу 2022 года на нашем рынке представлено 11 активно продающихся китайских марок.
Динамика китайского автопрома поражает. Если в 1990-х экспортные показатели России и Китая были сопоставимы, то к 2021 году Китай обогнал Россию в этой категории в 24 раза:
Можно ли утверждать, что Россия нарастила экспорт высоких технологий? Формально — да, рост в цифрах есть. Однако на фоне китайских успехов декларативное «вставание с колен» выглядит скорее риторической фигурой. Несмотря на государственные программы поддержки, создание отдельных министерств и инвестиции, результаты несопоставимы. Это заставляет задуматься об эффективности вложенных средств и о структурных проблемах, которые мешают России повторить китайский экономический рывок.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Спрятать цифры в 21 веке нереально.