В правительственных и отраслевых кругах вновь обострились споры о необходимости пересмотра налоговой системы для нефтяного сектора. Поводом для активизации этих дискуссий послужило сочетание двух ключевых факторов: общая тенденция к снижению мировых цен на нефть и, что особенно важно для России, стремительно растущая скидка (дисконт) на отечественную марку Urals по сравнению с эталонными сортами.

Основными причинами, подталкивающими к обсуждению фискальных изменений, являются не только падение мировых котировок, но и углубление дисконта на российскую нефть. Этот разрыв в ценах во многом обусловлен резким удорожанием логистики — стоимостью фрахта и страхования танкеров после введения западных санкций. Ведомства, в частности Минфин и Минэкономразвития, в принципе рассматривают возможность перехода на мониторинг цен по схеме FOB (когда продавец оплачивает товар до погрузки на борт), а не CIF (когда в цену включены стоимость и страхование перевозки). Однако такой шаг автоматически зафиксирует более низкую среднюю стоимость Urals, что напрямую ударит по налоговым поступлениям. В ответ нефтяные компании настаивают на снижении фискальной нагрузки, предлагая, среди прочего, отменить налог на дополнительный доход (НДД) и отказаться от привязки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к доллару США.
Глава Минэкономразвития Максим Решетников, выступая 19 января в Ашхабаде, заявил, что его ведомство не намерено спешно пересматривать макроэкономический прогноз на текущий год, положенный в основу бюджета, из-за волатильности нефтяного рынка в декабре-январе. По его словам, важно не реагировать на краткосрочные колебания, а оценить ситуацию по итогам целого квартала. Окончательные корректировки прогноза планируется рассмотреть в марте-апреле, когда станет известна средняя цена Urals за первые три месяца.
При этом федеральный бюджет был рассчитан исходя из цены Urals в 70,1 доллара за баррель. Достижение этого уровня в 2023 году выглядит маловероятным, особенно на фоне введённого в декабре эмбарго на морские поставки российской нефти и нефтепродуктов в ЕС, а также установленных Западом ценовых потолков.
1. Реальная цена российской нефти: как формируется дисконт
Согласно данным Минфина, средняя цена нефти марки Urals за период с 15 декабря по 14 января составила всего 46,84 доллара за баррель. Это существенное падение: месяцем ранее, с 15 ноября по 14 декабря, средняя цена была на уровне 57,49 долларов, а в октябре-ноябре достигала 71,1 доллара.
Ситуацию иллюстрируют и данные ценового агентства Argus. В начале января в порту Приморск (Ленинградская область) российская нефть отгружалась по цене около 37,8 доллара за баррель, в то время как эталонный сорт Brent в тот же день торговался около 78,57 доллара. Таким образом, дисконт превысил 40 долларов за баррель. Даже несмотря на восстановление цен на Brent во второй половине января до 86-87 долларов, скидка на Urals остаётся аномально высокой. Неслучайно вице-премьер Александр Новак в середине января назвал именно эмбарго и глубокий дисконт главными рисками для отрасли, а Минэнерго пообещало разработать меры по противодействию скидкам.
Ключевой момент заключается в методике оценки. Ещё в ноябре 2022 года агентство Argus, готовясь к санкциям, начало публиковать котировки Urals по условиям FOB (без учёта фрахта и страховки), а не CIF (с их включением), как это было раньше для поставок в Европу. В результате, по данным на 6 января, цена FOB в Приморске составляла те же 37,8 доллара. Хотя цена поставки CIF в Роттердам могла превышать 57 долларов, разница в 20 долларов уходила на покрытие возросших логистических издержек, а не в карман российскому экспортёру.
Перед правительством встаёт сложный выбор. Минфин продолжает использовать для расчёта налогов (НДПИ, НДД, экспортной пошлины) котировки Argus по схеме CIF, как того требует текущее законодательство. Замминистра финансов Алексей Сазонов предупреждает, что переход на FOB приведёт к потере около 1 трлн рублей бюджетных доходов, и для такого изменения необходимо вносить поправки в закон. Поэтому, по крайней мере в I квартале, ведомство намерено придерживаться прежней методики.
Даже при сохранении расчётов по CIF падение доходов бюджета уже очевидно.
Обратите внимание: Коронавирус и зарплаты. Кто богатеет, а кто беднеет (опрос работников разных профессий).
Например, экспортная пошлина на нефть в январе составила 16,7 доллара за тонну против 43,3 доллара в декабре, а с 1 февраля она снизится до 12,8 доллара. При этом Минфин открыт для обсуждения с нефтяниками и Минэнерго возможных корректировок в формулах расчёта НДПИ и пошлины.2. Предложения нефтяных компаний: как изменить налоговую систему
Нефтяные компании, столкнувшись с возросшими издержками и потерей маржи из-за дисконта, вновь активизировали лоббирование мер по снижению налогового бремени. Их аргументы усиливаются необходимостью срочной переориентации экспортных потоков с Европы на рынки Азии и Африки, а также прогнозами о сохранении высокого дисконта ещё несколько месяцев.
Основатель «РуссНефти» Михаил Гуцериев, как сообщает «Интерфакс», направил в правительство комплексное предложение по оптимизации налогообложения. Его суть сводится к нескольким ключевым пунктам.
Во-первых, предлагается всё же перейти на расчёт налогов на основе цен FOB, хотя Минфин явно сопротивляется этой идее из-за угрозы бюджетным доходам. Во-вторых, Гуцериев поддерживает идею создания собственного биржевого индикатора цены российской нефти, возможно, на базе Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Этот вопрос уже серьёзно прорабатывается.
Наиболее радикальное предложение — изменить сам принцип расчёта НДПИ. Гуцериев считает, что котировки Urals в долларах более не отражают реальную рыночную ситуацию. Он предлагает рассчитывать НДПИ как 50% от выручки от реализации нефти на внутреннем рынке (в рублях), а налог на дополнительный доход (НДД) — полностью отменить. Напомним, НДД был введён в рамках налогового манёвра как компенсация за постепенную отмену экспортной пошлины, которая должна была завершиться к 2024 году.
3. Возможен ли компромисс между бизнесом и государством?
НДД — это прямой налог на сверхдоход с месторождений, который был введён, чтобы равномерно распределить фискальную нагрузку между экспортёрами и поставщиками на внутренний рынок. В условиях дефицита бюджета Минфин вряд ли согласится на его полную отмену, так как это серьёзно ударит по доходам.
Более реалистичной площадкой для компромисса выглядит «дедолларизация» налоговых расчётов и переход на рублёвые индикаторы, особенно с учётом растущей роли внутреннего рынка. Также может быть рассмотрено предложение Гуцериева не отменять экспортную пошлину полностью, а взимать её в случае, если экспортная цена превысит внутреннюю, забирая в бюджет эту разницу.
Итог дискуссии пока неясен. Минфин жёстко отстаивает свои триллионы рублей и указывает, что котировки CIF от Argus по-прежнему доступны. Ситуация может проясниться ближе к концу первого квартала, когда станет очевиден масштаб потерь от санкций и успешность перенаправления экспорта.
Правительство, скорее всего, пойдёт на уступки только в случае резкого ухудшения положения нефтяных компаний. Пока же, по данным Минэнерго, новые рынки сбыта находятся достаточно оперативно (недавно, например, появилась информация о предварительных договорённостях с Пакистаном). Наиболее вероятными компромиссными решениями на данный момент выглядят именно отвязка налоговых формул от доллара и создание отечественного механизма ценового мониторинга вместо reliance на западные агентства.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: В последнее время активизировались дискуссии о внесении изменений в систему налогообложения нефтяной отрасли.