В последнее время активизировались дискуссии о внесении изменений в систему налогообложения нефтяной отрасли. Это произошло в результате тенденции к снижению мировых цен на эталонные марки и увеличения скидки на российскую марку Urals
Активизация дискуссий о внесении изменений в механизм налогообложения нефтяной отрасли обусловлена как тенденцией к снижению мировых цен на эталонные сорта нефти, так и растущим дисконтом на российскую марку Urals, что, в свою очередь, обусловлено ростом стоимости судоходства и страхования танкеров. Минфин и Минразвития в принципе обсуждают возможность мониторинга цены на нефть на условиях FOB, а не CIF. Но этот шаг снизит среднюю стоимость Урала, а значит и налоги. Нефтяники по-прежнему предлагают снизить налоговую нагрузку за счет отмены налога на дополнительный доход (НДД) и отказа от привязки курса НДПИ к доллару.
министр экономического развития Максим Решетников пояснил 19 января в ходе российско-туркменских переговоров в Ашхабаде, что его ведомство не спешит пересматривать прогноз на этот год (который составляет основу федерального бюджета) под влиянием снижения цен на нефть в декабре и начало января. По его словам, не стоит сразу реагировать на волатильность рынка нефти. Изменения в прогнозе будут рассмотрены в марте-апреле, после уточнения средней стоимости марки Urals за весь первый квартал.
При этом бюджет рассчитывается исходя из цены Urals в 70,1 доллара за баррель. Но ожидать такой цены в этом году практически невозможно, в том числе из-за введения нефти (5 декабря) и эмбарго на танкеры нефтепродуктов, а также ценовых потолков на эти товары.
1. Так сколько же стоит Urals?
По данным Минфина России, средняя цена на нефть марки Urals в период с 15 декабря по 14 января составляла 46,84 доллара за баррель. Это значительное снижение по сравнению с предыдущими показателями. Так с 15 ноября по 14 декабря средняя цена достигала 57,49 долларов. Месяцем ранее - $71,1.
Кроме того, в начале января агентство Argus отмечало, что в порту Приморск (Ленинградская область) российская нефть отгружалась по $37,8 за баррель, тогда как эталонный Brent в тот день опускался лишь до $78,57. То есть дисконт между стоимостью российских и североморских сортов составил более 40 долларов за баррель. Во второй половине января стоимость Brent возобновила рост, колеблясь в пределах $86-87. Но уральская скидка все равно слишком высока. Неслучайно на встрече с президентом Владимиром Путиным 12 января вице-премьер Александр Новак обозначил два основных риска, угрожающих российской нефтяной отрасли: эмбарго и скидка. В Минэнерго даже пообещали в ближайшее время разработать меры по противодействию дисконту, в том числе в рамках усиления контроля за ценовым мониторингом.
Дело в том, что еще в ноябре прошлого года Argus начал мониторить цены реализации Urals исходя из предложений FOB (free on board), то есть без учета затрат на фрахт и страхование танков при доставке нефти в порты Северо-Запада. Европа и Средиземноморье (схема CIF). Это было сделано накануне объявления ЕС 5 декабря морского эмбарго на российскую нефть и введения потолка цен со стороны Запада.
В итоге, если вернуться к котировкам Argus от 6 января, то получается, что по договоренности FOB Urals фактически отгружались по $37,8. И хотя поставки SIF в Роттердам уже превысили 57 долларов за баррель, «лишние» 20 долларов пошли на оплату увеличенной отгрузки и страховки. Этих денег российский экспортер не получил.
Что делать в этой ситуации? Министерство финансов по-прежнему использует данные Argus о поставках SIF. В ноябре прошлого года министерство объясняло сложившуюся ситуацию следующим образом: При расчете экспортной пошлины на нефть и налогов на добычу (НДПИ, НДД) используется предложение агентства Argus исходя из поставок CIF в Северо-Западную Европу и Средиземноморье. Это цена, которая включает стоимость доставки, включая страховку и фрахт, оплачиваемые продавцом, в отличие от FOB, где платит покупатель. При этом в ведомстве подчеркнули, что цитата CIF по-прежнему публикуется агентством Argus. А в налоговом законодательстве РФ ссылка именно на КИФ.
Заместитель министра финансов Алексей Сазонов настаивает на том, что использование оферты FOB при расчете цен приведет к потере доходов бюджета в размере 1 трлн руб. Чтобы его использовать, нужно изменить закон. Таким образом, Минфин, по крайней мере, в первом квартале этого года сохранит котировки CIF.
Кстати, даже при расчете средней цены Urals по формуле CIF доходы федерального бюджета в начале этого года существенно снижаются.
Обратите внимание: Коронавирус и зарплаты. Кто богатеет, а кто беднеет (опрос работников разных профессий).
Так, экспортная пошлина на нефть в январе была установлена в размере 16,7 доллара за тонну. А в декабре это было $43,3. С 1 февраля ставка пошлины станет еще ниже – 12,8 доллара за тонну.Но Минфин готов обсуждать с нефтяниками и Минэнерго «любые изменения» в формулах ставки НДПИ и экспортной пошлины.
2. Что делать с налогами?
Нефтяные компании, как и другие производители, всегда просят правительство хотя бы немного скорректировать налоговую нагрузку в их пользу. И в современных условиях это особенно актуально для них. Еще раз напомним: скидка на различные схемы доставки резко выросла, и она будет уменьшаться — даже по прогнозу Новака — где-то через три-четыре месяца. Кроме того, необходимо срочно завершить процесс переориентации экспорта с Европы на Азию и Африку (нужно «закрепить» до 1,1 млн баррелей в сутки). Потому что хотя поставки по южной ветке нефтепровода «Дружба», видимо, сохранятся на длительный период, глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель предупредил, что к концу этого года Европа (кроме Венгрии) откажется от всех российских углеводородов.
Воспользовавшись тем, что Минфин оставил окно (или только окно) открытым для переговоров, Михаил Гуцериев, основатель «РуссНефти», по данным Интерфакса, месяц назад направил в правительство письмо с предложением изменить фискальную политику. По сообщению агентства, письмо принято к обсуждению.
Суть предложенной Гуцериевым оптимизации системы налогообложения нефти заключается в следующем.
Для начала все же предлагается снизить фискальную нагрузку за счет перехода на механизм FOB. Но вряд ли Минфин так легко согласится на такую постановку вопроса. Напомним, речь идет о 1 трлн рублей доходов бюджета. Как известно, в прошлом году доходы госказны от нефтегазового сектора, по словам Новака, увеличились на 28,5% по сравнению с 2021 годом, составив 12 трлн рублей из 27,8 трлн. Но сейчас ситуация резко изменилась в обратную сторону. И за каждый рубль дохода будет жесткая борьба между ведомствами.
Гуцериев, конечно, это понимает и поэтому предлагает принципиально иную систему налогообложения. Он поддерживает идею скорейшего формирования собственного биржевого индикатора рыночной цены российской нефти. Обсуждения о привлечении к этой схеме Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи ведутся уже несколько месяцев. Министерство финансов уже серьезно рассматривает эту идею.
Кроме того, Гуцериев предлагает исключить из формулы расчета НДПИ котировки Урала и доллары США. По его мнению, котировка Urals не отражает реальную рыночную цену экспорта нефти, а доллар как расчетная валюта больше не используется. Поэтому Гуцериев настаивает на том, что можно рассчитывать НДПИ в размере 50% от реализации нефти на внутреннем рынке, а НДП отменить полностью. Здесь следует уточнить, что налог на добавленную стоимость в рамках налогового маневра вместе с НДПИ должен был заменить налог на экспорт, который должен был быть отменен в 2024 году еще в 2019 году.
3. Есть ли поле для компромиссов?
НДД — это прямой налог, который взимается с суммы дополнительного дохода от добычи сырья на каждом подземном участке. Минфин придумал фискальный маневр для того, чтобы налоги платили в полном объеме и в равных долях не только экспортеры, но и поставщики углеводородов на внутренний рынок.
В условиях режима жесткой экономии маловероятно, что Минфин поддержит отмену НДД. Другое дело — переориентация на расчет ставок выходного пособия исключительно в рублях, вероятно, без учета долларовых экспортных котировок. Тем не менее, значение внутреннего рынка значительно возрастает, а значит, Минфин может в этом случае начать конкретную дискуссию.
Кроме того, Гуцериев предлагает не торопиться с полной отменой экспортной пошлины. В случае превышения стоимости нефти при экспорте он рекомендует ввести в бюджет экспортную пошлину в размере, соответствующем разнице по отношению к цене на внутреннем рынке.
Чем закончится дискуссия между нефтяниками и правительством об оптимизации налоговой нагрузки, сейчас сказать сложно. Минфин твердо защищает свой триллион рублей доходов бюджета и недавно напомнил, что котировка CIF никуда не делась и продолжает публиковаться агентством Argus.
Ситуация, видимо, прояснится ближе к концу первого квартала, когда станет ясно, в какой степени российские экспортеры смогли компенсировать потери от эмбарго на нефть и нефтепродукты. Правительство может пойти на определенное снижение фискальной нагрузки только в случае серьезного ухудшения внешних условий. А этого, скорее всего, не произойдет, так как Минэнерго находит новые рынки буквально один за другим. В частности, буквально несколько часов назад появилась информация о том, что достигнуты предварительные договоренности о начале экспорта сырой нефти и дизельного топлива в Пакистан.
Другое дело отделение расчета налоговых ставок от доллара и замена Аргуса в мониторинге цен отечественной структурой. Здесь вполне возможен компромисс между правительством и нефтяниками.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: В последнее время активизировались дискуссии о внесении изменений в систему налогообложения нефтяной отрасли.