Возможная покупка «Ростелекомом» сотового оператора «Мегафон» — сигнал усиления позиций государства в телекоммуникационной отрасли, направленного на смягчение последствий санкционного давления и расширение своего влияния
На фоне происходящих геополитических событий телекоммуникационная отрасль становится значимой для государства«Мобильная связь как гречка или хлеб: мы не можем от нее отказаться» — так российские пользователи на интернет-форумах комментируют роль телекоммуникационных сервисов в повседневной жизни. Между тем столь значимая для населения отрасль сегодня входит в турбулентный период, связанный со сменой владельцев ключевых компаний. Вслед за «Вымпелкомом» (торговая марка «Билайн») покупателей ищет другой крупнейший оператор сотовой связи — «Мегафон». На прошлой неделе появилась информация о том, что владелец холдинга USM Group Алишер Усманов, по данным «Коммерсанта» и ряда других СМИ, ведет переговоры о продаже принадлежащего ему «Мегафона». Главным претендентом на покупку называют госкорпорацию «Ростелеком». Поглощение ею «Мегафона» серьезно повлияет на российский телекоммуникационный бизнес. «Ростелекому» уже принадлежит крупный игрок на рынке услуг сотовой связи в России — компания «Теле2». Если государственный хайтек-гигант получит еще и контроль над «Мегафоном», то сможет контролировать порядка половины всего рынка страны. Неудивительно, что многие эксперты бьют тревогу в связи с надвигающейся монополизацией отрасли. Однако часть специалистов утверждают, что усиление государственного влияния, наоборот, открывает перед телеком-рынком новые возможности и поможет ему пережить трудные времена.
1. Локомотив телекома
Несмотря на пандемию, санкции и прочие потрясения, общий объем рынка телекоммуникационных услуг в России в 2022 году, согласно свежим данным аналитической компании «ТМТ Консалтинг», оказался в плюсе, превысив 1,8 трлн рублей, это на 1,5% больше, чем годом ранее.
Традиционно локомотивом телеком-индустрии является рынок мобильной связи. По оценке «ТМТ Консалтинга», сейчас он формирует 59% выручки всей телеком-отрасли; другие значимые сектора — это широкополосный доступ в интернет, платное телевидение, фиксированная телефония. Рост в сегменте мобильной связи за последний год превысил среднерыночные показатели и составил 3,5%, в то время как объем услуг фиксированного интернет-доступа и платного телевидения увеличивался гораздо скромнее — на 0,5 и 0,7% соответственно, а фиксированная телефония и вовсе упала на 8,5%.
Самым крупным игроком рынка мобильной связи по числу абонентов считается компания МТС — 80 млн человек по итогам прошлого года. На втором месте расположился «Мегафон» (75 млн человек), далее идут «Теле2» (47,5 млн) и «Билайн» (47 млн). Общее число абонентов сотовой связи — почти 250 млн человек — уже в 1,7 раза превысило население России, включая стариков и младенцев. Очевидно, что среди абонентов есть такие, которые имеют несколько сим-карт или же не пользуются некоторыми из них. Поэтому в последнее время стратегия мобильных операторов изменилась: сейчас они стремятся повышать не число абонентов, а средний чек. И в целом реализовать такой вектор развития получается: показатель Average Revenue Per User (средний доход на пользователя) растет: год назад, по данным «ТМТ-консалтинга», он находился в районе 310 рублей, а теперь достиг почти 350 — рост более чем на 10%.
2. Один из первых игроков
«Мегафон» пришел на российский рынок услуг сотовой связи еще 30 лет назад: в 1993 году в Санкт-Петербурге появилась компания под названием «Северо-Западный GSM», а ее партнерами и инвесторами выступили финская Sonera, шведская Telia и норвежская Telenor. В 2002 году компания была переименована в «Мегафон», а в 2008-м долю в предприятии приобрел Алишер Усманов; в настоящее время через свой фонд USM Group он владеет уже 100% акций.
В целом «Мегафон» можно назвать успешной компанией: согласно официальному финансовому отчету, ее выручка по итогам 2021 года (публичные данные за 2022 год пока отсутствуют) достигла 354 млрд рублей, на 6,6% больше, чем годом ранее (см. график 2). При этом чистая прибыль составила 66 млрд рублей — в два с половиной раза больше, чем в 2020 году.
На рынке у «Мегафона» сложилась репутация компании, акционеры которой не скупятся на капитальные затраты, поэтому с точки зрения состояния парка оборудования и качества связи оператор считается хорошим. И хотя клиенты время от времени жалуются на сбои в работе (впрочем, как и клиенты других операторов), «Мегафон» демонстрирует один из самых высоких на рынке показателей скорости доступа к мобильному интернету. Как и другие крупные игроки, «Мегафон» предлагает широкий спектр дополнительных услуг. В частности, в последнее время компания наращивает свое присутствие в сегменте услуг фиксированной связи для корпоративного рынка (этим занимается ее «дочка» Netbynet), развивает облачные платформы, а также сервисы платного телевидения («Мегафон ТВ», онлайн-кинотеатр Start).
Оборотная сторона вложения средств в оборудование и нащупывания новых перспективных ниш — внушительные заимствования. Чистый долг компании по итогам 2021 года составлял около 245 млрд рублей. Это меньше, чем годом ранее: тогда компания была должна 309 млрд. Но даже с учетом высокой долговой нагрузки «Мегафон» является привлекательным активом для покупки. По мнению финансовых аналитиков, по рыночным мультипликаторам «Мегафон» сейчас оценивается в 900 млрд рублей. «Ростелеком» — особенно при поддержке государственных банков — вполне способен выложить такую сумму. Неудивительно, что фондовый рынок встретил новость о возможной сделке позитивно: на старте торгов обыкновенные акции государственного оператора связи выросли почти на 10% — правда, затем рост замедлился.
3. Зачем «Мегафон» продают?
Продажа крупного оператора связи выглядит логичным решением в свете происходящих изменений в материнской компании — USM Group. Наблюдатели обращают внимание на то, что холдинг в течение последних двух лет постепенно выходит из технологических активов. В декабре 2021 года компания продала «Согазу» свою долю в VK, а в марте избавилась отИТ-группы «ИКС Холдинг». То, что «Мегафон» начали готовить к продаже, косвенно подтверждается и другими фактами. Так, в декабре 2022 года от «ЮэСэМ Телеком» (входит в холдинг USM) в «Мегафон» перешла компания oneFactor (занимается разработкой аналитических платформ на базе искусственного интеллекта), а в январе 2023-го по такой же схеме была передана компания «Инплат» (специализируется на поддержке интернет-платежей). Обычно такая реструктуризация происходит в преддверии продажи актива.
«USM не является телекоммуникационным холдингом. Это диверсифицированный холдинг, крупнейший актив которого — “Металлоинвест”, мировой поставщик железорудной продукции и горячебрикетированного железа, — комментирует Леонид Делицын, аналитик финансовой группы “Финам”. — Кроме того, в состав холдинга USM входят крупнейшие месторождения меди, ведущий производитель цемента и другие предприятия. Обычно такие холдинги избавляются от непрофильных активов в момент, когда предполагают, что на прогнозируемом горизонте продать их выгоднее вряд ли удастся, либо когда средства требуются на развитие других проектов. Вероятнее всего, USM считает, что сейчас не худший момент для продажи оператора связи, если есть спрос».
Возможно, на решение продать «Мегафон» повлиял и личностный фактор: в последние месяцы Алишер Усманов, которому в этом году исполняется 70 лет, неоднократно заявлял, что намерен «уйти на пенсию», и даже покинул правление Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Не стоит забывать и о санкционном давлении на бизнесмена: после начала СВО Усманов попал под рестрикции со стороны США, ЕС и Великобритании. Правда, позже санкции против него были ослаблены. Но гарантий, что давление не усилится, нет.
Обратите внимание: Президент Путин против глубинного государства, навязанного Ельциным?.
Если такое случится, активы предпринимателя понизятся в цене, а значит, сейчас лучшее время для выгодной продажи.4. Риски монополизма
«Ростелеком» — государственная корпорация, которая при внушительном обороте в 580 млрд рублей (за 2021 год) занимает ведущие позиции в таких сегментах российского телеком-рынка, как широкополосный доступ в интернет и платное ТВ, а также в сфере хранения и обработки данных, участвует в многочисленных государственных проектах. С 2014 года под контроль компании перешел четвертый по значимости российский сотовый оператор — «Теле2». По оценкам аналитиков, после поглощения «Мегафона» под контролем холдинга окажется 45–50% рынка сотовой связи страны, что может вызвать вопросы у антимонопольного ведомства.
«Неизвестно, какова будет позиция антимонопольных органов. Учитывая, что у “Ростелекома” уже есть мобильный оператор, увеличение доли рынка, возможно, потребует выполнения ряда дополнительных условий, — считает Георгий Ващенко, заместитель директора аналитического департамента Freedom Finance Global. — Кроме того, не совсем понятно, зачем “Ростелекому” нужен второй сотовый оператор. Объединить их вряд ли получится, так что пока информация о переговорах больше похожа на слухи».
Однако многие аналитики убеждены, что перспектива такой сделки вполне реальна. «У самого “Ростелекома” денег на столь дорогую покупку нет, поэтому “Мегафон” может быть поглощен одним из госбанков, — прогнозирует Денис Кусков, генеральный директор аналитической компании TelecomDaily. — Скорее всего, это будет ВТБ, который потом передаст “Мегафон” госкомпании в операционное управление».
5. Социально значимая отрасль
Телекоммуникационная сфера — это не только бизнес, но и социально значимый вид услуг. По данным Росстата, расходы на связь у населения являются третьими по значимости после трат на одежду и обувь. Люди готовы платить, чтобы всегда оставаться на связи. Государство же следит, чтобы эти услуги, с одной стороны, были гражданам по карману, а с другой — находились на должном качественном уровне.
Стоимость как мобильной связи, так и доступа в интернет в России одна из самых низких в мире. Согласно исследованию международной компании Numbeo, Россия находится на 91-м и 102-м местах (из 104) по цене минуты связи и доступа в интернет соответственно. Самыми дорогими странами в этом рейтинге стали Греция, где минута разговора обходится в среднем в 0,46 доллара (в России — 0,04), и ОАЭ, где за месяц доступа в Сеть приходится платить в среднем 99,4 доллара (в России — 8,3).
ФАС тщательно следит за тем, чтобы операторы связи не поднимали цены на свои услуги. Громкие разбирательства по этому поводу в последнее время участились: например, в декабре прошлого года антимонопольная служба в очередной раз начала расследование в отношении «Мегафона» и «Теле2» по факту повышения стоимости мобильной связи. Ранее жесткие предписания выдавались в отношении МТС.
Операторы, в свою очередь, жалуются, что им крайне сложно удерживать цены из-за постоянно дорожающего оборудования. После введения санкций с российского рынка ушли ведущие зарубежные компании-поставщики, что создало серьезные проблемы для телеком-отрасли. По данным Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ), ежегодные продажи телекоммуникационного оборудования в России составляют порядка 4 млрд долларов, и 80% техники в страну поставлялось иностранными компаниями. Доминирование зарубежных концернов особенно сильно в сегменте мобильной телефонии: если в секторе фиксированной связи, скажем в производстве коммутаторов и маршрутизаторов, российские производители уже зарекомендовали себя, то ключевой тип оборудования для сотовой связи — базовые станции (БС) — в России не делается. Здесь традиционно лидируют шведская Ericsson и финская Nokia, которые официально приостановили работу с Россией. Значимую роль на этом рынке играет и китайская Huawei, которая, опасаясь американских санкций, старается не афишировать своего сотрудничества с РФ. Российское же телеком-оборудование обещают вывести на рынок только в ближайшие два-три года. (см. статью «Звонок из-под санкций», «Эксперт» № 15 за 2022 год).
Возможно, в таких условиях укрупнение российских телекоммуникационных компаний оправданно: при поддержке государства им будет легче производить техническое обновление отрасли, преодолевать трудности с покупкой оборудования и развивать инвестиционные программы. «Если геополитическая ситуация проще не станет, на телеком-рынке могут остаться всего две крупнейшие компании, — рассуждает Леонид Делицын. — Они постараются оптимизировать использование собственного и доставшегося им при поглощении конкурентов оборудования, у них будет больше запасных частей. Рыночная сила их увеличится, и они смогут приобретать необходимое оборудование на более выгодных условиях. Их дата-центры станут крупнее и многочисленнее, а услуги в сфере искусственного интеллекта и больших данных — более продвинутыми. Возможно, им будет легче договориться и о совместных проектах в интересах всей отрасли. Гипотетически они способны даже разработать и принять новый стандарт связи — вне зависимости от того, что скажут за рубежом. Однако таким компаниям будет легче и контролировать цены для конечного пользователя. Ограничивать рост стоимости здесь сможет только ФАС, поскольку ценовую войну двум игрокам вести будет незачем».
Наращивание государственного присутствия в телекоме в целом укладывается в логику общего процесса усиления госструктур в наиболее значимых инфраструктурных областях. Достаточно вспомнить декабрьские события вокруг критически важной для рунета компании «Яндекс», которая теперь разделена на зарубежное и российское подразделения, и последнее будет жестче контролироваться близкими к госорганам структурами (см. статью «“Яндекс”: умножение делением», «Эксперт» № 49 за 2022 год).
О том, что государство планирует и дальше усиливать свое влияние в телеком-индустрии, говорит еще одна свежая новость: на прошлой неделе было объявлено о создании совместного предприятия между «Ростелекомом» и ВТБ. Речь идет о новом СП «Инфра-Телеком», которое будет специализироваться на организации региональных проектов по развитию цифровой инфраструктуры, прежде всего связанных с созданием комплексов видеонаблюдения, интеллектуальных транспортных систем, автоматизации процессов в ЖКХ и пр. Первой ласточкой станет разработка системы видеонаблюдения в Мурманской области. По предварительным оценкам, совокупный объем реализованных проектов новой компании до 2025 года может достигнуть 35 млрд рублей.
По мнению экспертов, несмотря на сложности текущего периода, в долгосрочной перспективе рынку необходима конкуренция, чтобы операторы могли предлагать абонентам привлекательные сервисы по доступной цене. «Не хотелось бы возвращаться в девяностые, во времена существования таких неповоротливых гигантов, как “Связьинвест”, который позже был приватизирован, — отмечает Денис Кусков. — В телеком-отрасли, в особенности в сфере динамично развивающейся мобильной связи, конкуренция очень важна. Когда компания знает, что абонент в любой момент может уйти к конкуренту, она предлагает услуги более качественные и доступные по цене. Надеюсь, что усиление государственного присутствия на рынке сотовой связи будет сдержанным и не убьет здоровое соперничество между игроками».
Впрочем, то, что государство пока не намерено тотально заходить на телеком-рынок, иллюстрирует появившаяся неделю назад новость: ФАС в итоге одобрила переход «Вымпелкома» под контроль российского менеджмента. Напомним, в конце прошлого года международный холдинг Veon официально объявил о продаже своего основного актива — российского оператора связи «Вымпелком», ставшего для компании токсичным, с тем чтобы не подпасть под санкции и избежать давления на мировом рынке. В результате переговоров главным претендентом на приобретение «Билайна» стал российский топ-менеджмент компании (см. статью «“Билайн” обрел менеджмент», «Эксперт» № 48 за 2022 год). Позже регулятор заблокировал сделку в связи с неурегулированными вопросами о выплатах по еврооблигациям российским владельцам бумаг Veon. Некоторые наблюдатели предположили, что под этим предлогом «Вымпелкому» могут подобрать нового владельца из числа госструктур типа «Газпрома» или Сбера. Однако в конце прошлой недели регулятор все же одобрил сделку, и теперь «Билайн» перейдет под контроль нового независимого собственника не позднее 1 июня 2023 года. Так что пока на российском рынке связи будет поддерживаться необходимый для развития отрасли уровень конкуренции — пусть и с усилением государственного влияния.
Больше интересных статей здесь: Экономика.