Государственная Дума поддержала законодательную инициативу по отказу в возбуждении уголовных дел в случае погашения нарушителем суммы налоговой задолженности

Госдума поддержала законодательную инициативу об отказе в возбуждении уголовного дела в случае погашения правонарушителем налоговой задолженности. Изменение подхода властей к этому вопросу имеет вполне содержательное обоснование.

Государственная Дума поддержала законодательную инициативу по отказу в возбуждении уголовных дел в случае погашения нарушителем суммы налоговой задолженности

Сегодня на пленуме депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект о прекращении или отказе в возбуждении уголовного дела по налоговым преступлениям в случае уплаты правонарушителем недоимки, штрафа и пени. Этот роман войдет в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

1. Законодательство становится мягче

В соответствии с принятым законопроектом перечень оснований для отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращении дополнен пунктом «полная уплата неуплаченных сумм и соответствующих штрафов». Штрафы также должны быть уплачены в соответствии с налоговым законодательством.

Кроме того, документ предлагает снизить максимальное наказание в виде лишения свободы за ряд преступлений, связанных с неуплатой налогов и сборов. Так, максимальный срок по статьям о неуплате организацией налогов и страховых взносов и неисполнении обязанностей налогового агента уменьшен с шести до пяти лет; по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве - от 4 до 3 лет, сообщается на сайте Госдумы.

Законопроект разработан по инициативе Минюста для снижения негативных последствий для экономики России в современных условиях и направлен на либерализацию уголовной ответственности за ряд преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и других обязательных платежей, отмечается в пояснении.

Инициатором разработки законопроекта выступило Министерство юстиции, которое считает необходимым изменить ст. 144 и 148 Уголовно-процессуального кодекса, которые определяют порядок рассмотрения сообщения о преступлении и порядок отказа в возбуждении уголовного дела. Предлагаются также изменения в статью 199 УК, которая предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов или страховых взносов, которые должны уплачивать юридические лица.

Этот законопроект вносит ряд важных изменений в практику привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления разной степени тяжести, подтвердил Владимир Агапов, юрист, советник председателя Ассоциации юристов службы регионов, и практику уголовной защиты бизнеса в специалист.

По его словам, во-первых, преступления, предусмотренные квалифицированными составами ст. 199, 199.1, 199.2 УК РФ переводятся из категории тяжких преступлений в преступления средней тяжести, что существенно снижает пределы уголовной ответственности, а также влияет на объем мер процессуального принуждения. В случае окончательного принятия предлагаемых изменений в сегодняшней редакции уголовная ответственность перестанет быть угрозой для лиц, не уплативших налог в периоды до 2017 года, а с учетом сроков предварительного следствия, возможно, до 2018 года включительно.

Во-вторых, прямое закрепление в ст. 24 УПК РФ и ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ основания для отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения существующего дополняют нормы, уже существующие в УК РФ и УПК РФ, и будут иметь большее практическое значение имеет запрет на возбуждение уголовных дел с полной уплатой задолженностей, предупреждений и штрафов.

Норма об обязательном прекращении уголовного преследования в отношении лица, обвиняемого в совершении налоговых преступлений, но возмещении ущерба бюджетной системе РФ, в аналогичной редакции уже содержится в ст. 28.1 УПК РФ, а также в ст. 76.1 УК РФ, которая успешно применяется на практике. Поэтому случаи игнорирования этих положений являются скорее правоприменительными ошибками, а не отсутствием законодательства.

В-третьих, включение в УПК РФ обязанности страховых организаций информировать органы предварительного следствия о полной уплате налогов, пеней и штрафов в целях исключения возможности необоснованного возбуждения уголовных дел по факту совершения преступления этап доследственной проверки рассматривается положительно.

«В целом все изменения следует рассматривать положительно — каждое из них в той или иной степени способствует обеспечению правовой определенности и справедливости на всех стадиях уголовного судопроизводства по определенной категории дел», — сказал Владимир Агапов.

2. Сделан рациональный шаг

Еще в 2011 году в УК РФ появилась статья об освобождении от уголовной ответственности за налоговые преступления в случаях возмещения ущерба (ст. 76.1 УК РФ), Владислав Радов, публично-правовой юрист Key Consulting Group , напомнил Эксперт.

Однако освобождение и закрытие дела возмещением ущерба не исключает необходимости возбуждения дела и расследования преступления, пояснил эксперт. При этом новые поправки вводят в УПК РФ еще одно основание, которое по своим правовым последствиям аналогично истечению сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

Обратите внимание: Сталин об основных достижениях первой пятилетки для трудящихся.

То есть после принятия поправок в УПК РФ, если ущерб возмещается по налоговому преступлению, дело может быть даже не возбуждено, а возбужденное придется прекратить.

При этом адвокат отмечает, что данное основание прекращения уголовных дел по налоговым преступлениям является «нереабилитационным», то есть не означает невиновности лица или отсутствия в его действиях состава преступления. Кроме того, альтернативным вариантом освобождения от уголовной ответственности является истечение срока исковой давности, по истечении которого можно не возмещать ущерб, дело все равно не будет возбуждено, а возбужденное будет закрыто.

Такой срок за налоговые преступления, по задумке законодателей, не будет превышать 6 лет (в настоящее время до 10 лет). Предложение, указал Владислав Радов, рассчитано именно на стадию возбуждения дела, чтобы таких уголовных дел просто не было, за счет пополнения бюджета.

Исторически изменение законодательства является закономерным отражением стремительно меняющейся государственной политики как на внутренней, так и на мировой арене, заявил в комментарии «Эксперту» юрист, управляющий партнер Фирмы уголовной защиты Алексей Новиков. По его словам, практика показывает, что налоговые преступления набирают «популярность» среди сотрудников полиции.

В то же время сегодняшние проблемы в этой сфере не потеряли своей актуальности за последние 15 лет. Количество преступлений, совершаемых в налоговой сфере, продолжает расти из года в год, что подтверждают признанные эксперты в данной сфере. К причинам такого роста можно отнести несколько важных факторов, среди которых отсутствие должного контроля за незарегистрированным денежным обращением, низкая эффективность налоговой амнистии и амнистии капитала, высокий процент теневой занятости населения, а также низкий уровень взаимодействия между следственными и налоговыми органами в выявлении, пресечении и расследовании уголовных дел о налоговых структурах.

очевидно, что в нынешних нестабильных условиях коммерческого сектора законодатель решил снизить давление на предпринимателей. Таким образом, принятие изменений положительно скажется на практике применения норм о налоговых преступлениях. Есть все основания полагать, что количество дел, связанных с привлечением к уголовной ответственности по статьям Закона о налогах, значительно уменьшится, отметил юрист.

«Эта инициатива разработана при непосредственном участии экспертов нашего агентства в сфере «Деловая Россия». И мы считаем, что внесение соответствующих изменений является рациональным шагом, поскольку нецелесообразно тратить бюджетные средства на расследование фактов не уплата налогов, если есть возможность их уплаты до возбуждения уголовного дела. На данный момент прекращение уголовного преследования после уплаты налогов, штрафов и пеней возможно только по делам, которые уже возбуждены", - заключил Алексей Новиков.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Государственная Дума поддержала законодательную инициативу по отказу в возбуждении уголовных дел в случае погашения нарушителем суммы налоговой задолженности.