Китайская автомобильная промышленность, некогда внимательно изучавшая опыт и стратегии глобальных автогигантов, сегодня совершила мощный рывок и сама готова дать фору ведущим производителям из Германии, США, Кореи и Японии. Активно наращивая присутствие, китайские бренды уверенно теснят традиционных лидеров как у себя на родине, так и на международной арене, демонстрируя возросшую конкурентоспособность.
На фото: мировая премьера электрического универсала Nio ET5 на Шанхайском автосалоне. Автомобиль оснащен двумя электродвигателями суммарной мощностью 490 л.с. и обладает впечатляющим запасом хода до 1000 км.
Знаменитый призыв Мао Цзэдуна «Пусть расцветают сто цветов, пусть соревнуются сто школ» сегодня как нельзя лучше отражает состояние автомобильной индустрии Китая. Множество местных производителей набирают силу и вступают в жесткую конкурентную борьбу не только между собой, но и с мировыми брендами. Свои самые свежие и амбициозные разработки они представили на 20-й юбилейной Шанхайской международной автомобильной выставке (SIAE). Экспозиция поразила гостей инновационным дизайном и передовыми технологиями, наглядно доказав, что китайский автопром вышел из тени «второго сорта» и готов на равных конкурировать в мировом масштабе.
1. Восстановление и новый рост после пандемии
Выставка SIAE 2023, на которой было представлено около 1500 автомобилей, включая сотню мировых премьер, стала знаковым событием. После длительного периода ограничений, связанных с пандемией, когда крупные мероприятия либо отменялись, либо переходили в онлайн-формат, индустрия наконец-то смогла в полной мере продемонстрировать свои достижения офлайн.
Внутренний рынок Китая, уже более десяти лет являющийся крупнейшим в мире, демонстрирует устойчивый рост. Несмотря на спад в 2020 году из-за пандемии, к концу 2022 года продажи восстановились и достигли 26,9 млн единиц, что на 47% больше показателя двухлетней давности. При этом ключевой тренд — стремительный рост доли местных брендов. Если в 2015 году они контролировали лишь около 20% рынка, то к 2022 году их доля выросла почти до 50%. Весной 2023 года произошло символическое событие: компания BYD впервые обошла по продажам на внутреннем рынке многолетнего лидера — немецкий Volkswagen. В топ-10 самых продаваемых марок в Китае теперь прочно входят Changan, Geely и другие местные игроки, тесня японские, американские и немецкие бренды. Всего же на рынке представлено 92 автомобильные марки, что создает уникально конкурентную среду.
2. Китайские бренды выходят на первый план
На шанхайском автосалоне стало очевидно, что инициатива перешла к китайским компаниям. Западные СМИ отмечали, что традиционным автогигантам пришлось «отойти на второй план». Хотя Volkswagen, Mercedes-Benz и другие представили значимые новинки (например, электромобиль ID.7 или электрический Maybach), их стенды выглядели сдержанно на фоне ярких и технологичных экспозиций китайских производителей.
Особенно впечатлил самостоятельный, оригинальный дизайн китайских автомобилей. Если еще несколько лет назад многие модели напоминали подражания западным аналогам, то сегодня они демонстрируют собственный, узнаваемый стиль. Этот прорыв во многом стал возможен благодаря привлечению ведущих западных дизайнеров, таких как Фил Симмонс (бывший Jaguar Land Rover, ныне в Great Wall Motor), Кевин Райс (экс-Mazda, теперь в Exeed) и даже Джайлс Тейлор (экс-Rolls-Royce, ныне курирует дизайн Hongqi). В Китае эти специалисты получили большую творческую свободу и солидное вознаграждение, что привело к созданию смелых и эстетичных концепций.
Результаты были видны на каждом шагу: от эксцентричного спорткара iCar GT до стильного электромобиля Xpeng P7i и купеобразного кроссовера G6. Но прогресс коснулся не только внешнего вида. Технические решения также вышли на новый уровень, о чем свидетельствует, например, премиальный электрокар Nio ES6 с продвинутой пневмоподвеской и комплексной системой автономного вождения, использующей данные более чем 30 датчиков.
3. Лидерство в электрической революции
Основная конкурентная битва сегодня разворачивается на поле электромобильности, и здесь Китай — бесспорный мировой лидер. В 2022 году на его долю пришлось 59% от общемировых продаж электромобилей (5,9 млн из 10,1 млн единиц). Ключевым преимуществом китайских производителей стала агрессивная ценовая политика. Новый электрический хэтчбек BYD Seagull предлагается по цене около $11 000, что значительно дешевле аналогов от конкурентов. Ожидается, что в ближайшее десятилетие в Китае будут массово производить электрокроссоверы с запасом хода от 400 км по цене около $7500.
Автопроизводители делают ставку на компактные и доступные городские электромобили, такие как Changan Lumin (около $7000) или модели нового суббренда Geome. При этом они не забывают и о премиум-сегменте, представляя мощные и технологичные модели, как роскошный электроседан Exeed Sterra ES с разгоном до 100 км/ч за 3 секунды и запасом хода 700 км.
4. Экспансия на мировые рынки
Окрепнув на внутреннем рынке, китайский автопром начал активную экспансию за рубеж. Если еще недавно экспорт не превышал 0,5 млн автомобилей в год, то в 2022 году он превысил 3,1 млн единиц, что вывело Китай на второе место в мире по экспорту автомобилей после Японии. Пока западные рынки остаются труднодоступными, китайские бренды успешно завоевывают страны Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока. Значительно выросло их присутствие и в России, где в 2023 году на них пришлось около 45% рынка.
Российский рынок многие китайские компании считают стратегически важным. На автосалоне в Шанхае бренд Omoda (входит в Chery Group) анонсировал скорое начало поставок в Россию электромобиля Omoda C5 EV, а также новых седанов. Компания Chery также планирует вывести на российский рынок новый бренд Jaecoo с кроссоверами Jaecoo 7 и 9. Президент Chery International Чжан Гуйбин заявил, что к 2030 году планирует достичь объема продаж брендов Omoda и Jaecoo в 1,4 млн единиц, и Россия является важной частью этой стратегии.
Помимо этого, российским потребителям вскоре могут стать доступны обновленный кроссовер Chery Tiggo 9, электрический внедорожник Exeed Exlantix E0Y, новая модель Haval Dargo второго поколения, обновленный Bestune T99 от FAW и внедорожник Tank 400. Как отметил в кулуарах выставки представитель российского автодилера, качество китайских автомобилей значительно выросло, а их надежность порой даже превосходит европейские аналоги, поскольку китайские производители делают ставку на долговечность для укрепления репутации.
5. Взгляд изнутри: интервью с президентом Chery International
В рамках выставки президент Chery International Чжан Гуйбин ответил на вопросы, в том числе о стратегии компании в России.
— Насколько важен российский рынок для Chery?
— Это один из важнейших для нас рынков. Chery — единственная китайская автомобильная компания, которая ни разу не покидала Россию с 2005 года, несмотря на все экономические кризисы. Россия занимает особое положение в нашей структуре.
— Какие новинки с автосалона важны для России? Будет ли спрос на гибриды и электромобили?
— Да, мы планируем усилить присутствие на российском рынке автомобилями с гибридными силовыми установками. Вскоре мы представим семиместный гибрид Tiggo 8 Pro e+, а до конца года — гибридный Tiggo 7 Pro. Также мы привезем в Россию новый флагманский седан Arrizo Star и будем расширять линейки брендов Omoda и Jaecoo.
— Как вы относитесь к локализации производства в России и риску вторичных санкций?
— Мы постоянно изучаем возможности локализации, рассматривая разные варианты: собственный завод или партнерство. Риск санкций мы учитываем, но остаемся открытыми для сотрудничества и развития на российском рынке.
Обратите внимание: Темпы роста российской экономики выше мировых? Это фантастика.
Больше интересных статей здесь: Экономика.