Казань: архитектурный прорыв через черную мечеть и театр-цветок

Казань заслуженно считается лидером по скорости и масштабу урбанистических преобразований в России. Если два ключевых проекта, представленных на выставке «АРХ Москва» — футуристическая черная мечеть-куб и новый драматический театр Камала в форме «ледяного цветка» — будут реализованы, столица Татарстана укрепит свои позиции как один из главных архитектурных центров страны, привлекающий внимание смелыми экспериментами.

Одним из самых обсуждаемых проектов стала будущая Соборная мечеть в Казани. Ее макет был представлен в виде черного куба на главной архитектурной выставке страны, погружая зрителей в атмосферу сакрального через звуки и ароматы. Этот проект, пожалуй, самый неординарный в российской архитектуре последних лет, кардинально меняющий привычные представления о культовых исламских постройках.

1. Черная мечеть-куб: вызов традициям

Проект московского бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры» ломает стереотипы. Вместо светлого здания с куполами и минаретами архитекторы предлагают минималистичный черный куб, внутри которого скрывается белая полусфера молельного зала. Минарет, выполненный в форме прямоугольного маяка, вынесен на отдельный пирс. Архитекторы вдохновлялись образом Каабы в Мекке, что объясняет кубическую форму и глубокий черный цвет. Белый зал, сделанный из светоотражающих материалов, будет символически просвечивать сквозь щели в темном объеме. Масштабы сооружения впечатляют: высота — 80 метров, минарет — вдвое выше, а вместимость рассчитана на 10 тысяч верующих. Строительство приурочено к 1100-летию принятия ислама в России.

Изначально мечеть планировали возвести на Казанке, но в итоге выбрали место на Волге, где она станет центром нового района «Портовый». Проект уже получил одобрение руководства Татарстана, но ключевой вопрос — как его воспримут верующие и горожане. Эксперты отмечают, что в исламе нет жесткого архитектурного канона, в отличие, например, от устных традиций в православии. В мировом контексте подобные проекты не уникальны — кубические мечети уже строили в Бангладеш, Чечне и проектировали для Казахстана. Однако для России это смелый шаг, проверяющий готовность общества к диалогу с современной архитектурой. Как отмечают специалисты, верующие сегодня — это современные люди, интегрированные в глобальный мир, и воспроизведение исторических образов не всегда является для них обязательным.

2. Театр Камала: «Ледяной цветок» с острыми гранями

Еще один знаковый проект — новое здание Татарского академического театра им. Г. Камала. Победителем международного конкурса стал консорциум во главе с московским бюро Wauhaus при участии японского архитектора Кенго Кумы. Их проект «Ледяной цветок» — это смелое и даже агрессивное вторжение в городскую среду с футуристической крышей из гигантских стеклянных треугольников. Авторы трактуют форму как отсылку к ледяным узорам на озере Кабан, у которого будет стоять театр, или как метафору «татарской души» — острой снаружи и мягкой внутри. Однако критики отмечают, что такая архитектура лишена прямого контекста и могла бы быть построена где угодно в мире.

Конкурс вызвал споры: фаворитом считался более контекстуальный и бюджетный проект британца Асифа Хана, но жюри единогласно выбрало более сложный и дорогой «Ледяной цветок». Стоимость строительства оценивается в 7 млрд рублей, а завершение намечено на 2025 год. Этот выбор отражает тренд: приглашая мировых звезд, Казань просит о национальной идентичности, но в финале часто побеждают глобальные, внеконтекстные формы. Это показывает, что универсальный язык современной архитектуры оказывается востребованным в быстро растущем мегаполисе.

3. Стратегия развития: от тысячелетия к «вау-эффекту»

Смелые архитектурные проекты — это закономерный этап в стратегии развития Казани, которая прошла несколько волн преобразований. Первый толчок дало празднование тысячелетия города в 2005 году с масштабным федеральным финансированием: построили метро, реконструировали центр, возвели мост «Миллениум» и мечеть Кул-Шариф. Второй этап связан с подготовкой к Универсиаде-2013, когда появились «Казань Арена» и Деревня Универсиады. С 2015 года реализуется беспрецедентная программа развития общественных пространств, за которую Татарстан получил Премию Ага Хана.

Эти усилия преобразили город: население за 10 лет выросло на 11%, Казань вошла в топ-6 самых посещаемых регионов России, а поток туристов увеличился почти в 10 раз за два десятилетия. Теперь, чтобы удержать лидерство и привлечь 5 миллионов туристов к 2030 году, городу нужны новые символы — архитектура с «вау-эффектом». Здесь работает логика «эффекта Бильбао», когда одно знаковое здание (как музей Гуггенхайма) радикально увеличивает туристический поток. Черная мечеть и театр-«цветок» могут стать такими магнитами, укрепляя имидж Казани как самого динамичного и современного города России.

Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Казань — город наиболее быстрых урбанистических трансформаций в России.