В ходе рабочей поездки в Казань председатель правительства Михаил Мишустин провел выездное совещание по вопросам авиастроения. В ходе обсуждений выяснилось, что производственные мощности отечественных предприятий, в частности Казанского авиационного завода имени С. П. Горбунова (ПАО «Туполев»), позволяют нарастить выпуск гражданских самолетов в два раза по сравнению с текущими амбициозными государственными планами. Премьер-министр также акцентировал внимание на стратегической задаче — организации полного жизненного цикла воздушных судов, что является ключом к технологической независимости страны в авиационной сфере.
Михаил Мишустин в сопровождении главы Республики Татарстан Рустама Минниханова посетил производственные цеха Казанского авиазавода.
Согласно действующей Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли до 2030 года, утвержденной правительством, в период с 2022 по 2030 год для российских авиакомпаний планируется поставить 1036 новых гражданских самолетов различных моделей. Этот план, разработанный с учетом курса на импортозамещение, изначально считался весьма смелым, поскольку в основном направлен на замену выбывающего парка, а не на экспансию.
Однако в ходе совещания в Казани 22 июня Михаил Мишустин обозначил более широкие горизонты. Он отметил, что необходимо рассматривать не только внутренние потребности, но и перспективы экспорта, причем речь идет не только о поставках самолетов, но и о комплексном сервисном сопровождении на протяжении всего срока их службы.
Прогнозная структура поставок по программе включает такие модели, как SSJ-NEW, МС-21-310, Ил-114-300, Ту-214, Ил-96-300, ТВРС-44 «Ладога», Л-410 и «Байкал» (ЛМС-901). Основной вызов заключается в том, чтобы найти ресурсы для экспортных поставок сверх плана по обновлению национального флота.
1. Производственный потенциал превышает планы
Визит Михаила Мишустина в Казань стал частью его системной работы по инспекции ключевых авиастроительных предприятий страны. Легендарный завод «Туполев», основанный в 1927 году, имеет богатейшие традиции в создании как стратегической, так и гражданской авиатехники. Сегодня здесь налажено производство самолетов Ту-204 и Ту-214, причем выпуск последних планируется довести до 10 единиц в год к 2025 году.
В беседе с коллективом завода, который насчитывает около 9 тысяч сотрудников, премьер-министр подчеркнул общую цель: снизить зависимость от иностранных комплектующих, нарастить выпуск отечественных лайнеров и расширить модельный ряд в условиях высокого спроса.
Работники предприятия подняли вопрос кадрового обеспечения растущего производства. В ответ Михаил Мишустин пообещал включить предприятие в программу государственной поддержки, предусматривающую субсидирование 50% арендной платы за жилье для сотрудников, а также поручил Минпромторгу и руководству Татарстана разработать дополнительные меры стимулирования для привлечения высококвалифицированных специалистов.
Подводя итоги осмотра завода, глава правительства отметил высокий уровень оснащенности производства современным отечественным оборудованием, использование российских материалов и положительные отзывы пилотов о надежности самолетов Ту-214.
Генеральный директор ПАО «Туполев» Вадим Королев представил данные о рыночном спросе: подтвержденная потребность в Ту-214 до 2032 года оценивается в 150 единиц. Уже есть твердые контракты на 20 самолетов и серьезные предзаказы. По его словам, текущая задача — выйти на производство 10 самолетов в год, но этого недостаточно. Для полного удовлетворения спроса необходима следующая ступень — 20 самолетов ежегодно с 2032 года.
Реакция премьер-министра была оперативной и конкретной. Он заявил, что производственные мощности завода позволяют взять на себя большие объемы, и сообщил о решении президента выделить предприятию дополнительно 41,8 млрд рублей из Фонда национального благосостояния. «Это позволит нам сегодня ускориться, мы будем ждать от вас 20 рейсов в год», — резюмировал Мишустин.
2. Стратегия полного цикла: ключ к независимости
Завершая совещание, Михаил Мишустин выступил с программным заявлением, определившим новый вектор развития отрасли. Он подчеркнул, что сегодня недостаточно просто построить самолет. Критически важно выстроить всю экосистему его жизненного цикла: от проектирования и производства до технического обслуживания, эксплуатации, модернизации и утилизации.
«Такие проекты должны быть сразу же всесторонне спланированы, — отметил премьер. — Участники цепочки поставок — производители, разработчики, государственные институты — должны действовать согласованно». По его словам, уже на этапе создания самолета необходимо готовить кадры для его сопровождения, создавать современные сервисные центры и формировать фонд запасных частей.
Только такой комплексный подход, по мнению главы правительства, может гарантировать авиакомпаниям надежность и качество отечественной техники. Это, в свою очередь, является основой для укрепления транспортной связности регионов России и достижения страной полной самостоятельности в сфере авиастроения и воздушного транспорта.
Обратите внимание: Предсказание конца эпохи нефти. Что думаю я?.
Больше интересных статей здесь: Экономика.