
Несмотря на политическое противостояние и санкции, страны Европейского союза, и в первую очередь Франция, наращивают закупки российского титана. Согласно данным Евростата, в 2024 году Франция импортировала из России рекордные 24 тысячи тонн этого стратегического металла на сумму 108,6 млн евро. Это почти на 20% больше, чем годом ранее. Таким образом, Франция обеспечила половину всего титанового импорта ЕС из России, а общие расходы блока составили 214,8 млн евро.
1. Парадокс санкций: война войной, а бизнес по расписанию
Сложившаяся ситуация выглядит парадоксально: западные политики, такие как президент Франции Эмманюэль Макрон, позволяют себе резкие заявления в адрес России, в то время как их промышленность, включая авиастроительного гиганта Airbus, критически зависит от российских поставок. Это ставит закономерный вопрос: стоит ли России продавать стратегическое сырье странам, которые открыто называют себя противниками и ограничивают поставки высокотехнологичной продукции в ответ?
Эксперты предлагают рассматривать этот вопрос с разных сторон. С одной стороны, титан используется в авиа- и ракетостроении, то есть может в конечном итоге попасть в изделия, направленные против России. С другой — зависимость Запада от российского сырья является мощным экономическим и политическим рычагом.
2. Почему Запад не может отказаться от российского титана?
Историк и публицист Александр Дмитриевский объясняет, что производство титана требует колоссальных энергозатрат. Россия обладает не только огромными запасами сырья, но и дешевой электроэнергией, что делает её продукт крайне конкурентоспособным. По его мнению, выгодно поддерживать эту «титановую зависимость» Запада, так как она делает экономически нецелесообразным развитие собственного дорогостоящего производства у конкурентов.
Военный эксперт Владимир Сапнов добавляет, что Россия, занимая третье место в мире по производству титановой губки, является лидером по выпуску высокотехнологичных титановых сплавов для авиации, контролируя более 50% этого рынка. Качество, цена и сертификация российского титана остаются непревзойденными. Китай и Япония, хотя и добывают больше сырья, не могут полноценно заместить российские поставки для европейской аэрокосмической отрасли.
3. Упущенный рычаг давления: титан в обмен на технологии
Возникает резонный вопрос: почему Россия не использует свою титановую монополию как инструмент для снятия ограничений? Например, не ставит условием поставок возобновление продаж запчастей для гражданской авиации или передачу технологий. Эксперты сходятся во мнении, что такой бартерный подход давно назрел.
Вместо этого поставки идут преимущественно за валюту, что, хотя и приносит доход, не решает проблему технологической блокады. Идеальным сценарием была бы увязка: титан в обмен на критически важные комплектующие, оборудование или ноу-хау. Однако, как отмечают аналитики, пока что логика краткосрочной валютной выручки часто преобладает над стратегическими интересами.
4. Аналогии с прошлым и другие рычаги влияния
Ситуация с титаном напоминает историю с российским газом, который долгое время был инструментом внешней политики, или «урановую сделку» с США. Последняя, по мнению Дмитриевского, в итоге подорвала американскую атомную промышленность, сделав её неконкурентоспособной.
Помимо титана, у России есть и другие потенциальные рычаги. Например, литий, месторождения которого есть на контролируемых территориях Донбасса. Поскольку Запад стремится снизить зависимость от китайского лития для аккумуляторов, Россия могла бы предложить альтернативу, но уже на своих условиях. С ураном ситуация иная — США сознательно сворачивают сотрудничество, стремясь к полной автономии, даже ценой экономических потерь.
Обратите внимание: «в продовольственной инфляции виновато государство»: эксперт о росте цен на продукты.
Таким образом, история с титаном наглядно демонстрирует двойные стандарты Запада и упущенные возможности России. Страны ЕС готовы покупать стратегическое сырье у «врага», но отказываются поставлять в ответ высокотехнологичную продукцию. Ответ на вопрос, кто виноват в том, что авиакомпании не получают запчасти, становится очевидным: виновата недостаточно жесткая и продуманная переговорная позиция, которая позволила Западу получать выгоду по всем статьям.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Авиакомпании плачут, что запчасти для самолетов нам не поставляют, но кто виноват? Плохо требовали.