С 1 января 2021 года вступает в силу новая методика определения минимального размера оплаты труда (МРОТ). Это изменение знаменует собой переход от прежней системы, основанной на расчёте потребительской корзины, к более современному подходу.
1. Суть новой методики расчёта
Согласно законопроекту, который уже прошёл первое чтение в Государственной Думе, прожиточный минимум будет определяться не как стоимость набора товаров и услуг, а как доля (44,2%) от среднедушевого дохода по стране. Что касается МРОТ на 2021 год, то его предлагается установить на уровне 42% от медианной заработной платы в России. Медианная зарплата — это показатель, который делит всех работников на две равные группы: половина получает больше этой суммы, а половина — меньше. Такой подход считается более репрезентативным, чем использование средней арифметической, на которую сильно влияют очень высокие доходы.
Обсуждение конкретных цифр нового МРОТ уже достаточно широко освещено. Вместо этого интереснее рассмотреть, как сам принцип установления минимальной зарплаты может работать в рамках государственной экономической политики, направленной на развитие.
2. Роль МРОТ: от фискального инструмента к социальной гарантии
По закону, работодатель не имеет права платить сотруднику, работающему полный день, меньше установленного МРОТ. Долгое время эта величина отставала от прожиточного минимума, что снижало её значение как реальной социальной гарантии. Фактически, МРОТ часто выполнял фискальную функцию: для бизнеса он задавал минимальный уровень отчислений в социальные фонды, а для работника — минимальную базу для налогообложения (НДФЛ) и расчёта пособий по больничному листу или отпускных.
Однако на практике, особенно в малом и среднем бизнесе, ситуация сложнее. Значительная часть зарплат часто выплачивается «в конверте», то есть неофициально. Достоверной статистики по этому вопросу нет, но эксперты отмечают, что доля «серых» выплат может быть весьма существенной. Опытный предприниматель, чьи сотрудники формально получают минималку, обычно может объяснить проверяющим органам, почему зарплаты на его предприятии ниже средних по отрасли.
Таким образом, среди тех, кто официально получает МРОТ, можно выделить две основные категории: люди, которые действительно живут за чертой бедности, и те, чья реальная зарплата выше, но её «белая» часть искусственно занижена для оптимизации налогов.
3. Потенциальные риски простого повышения МРОТ
Резкое и значительное увеличение минимального размера оплаты труда, без изменения других условий, может привести к нежелательным последствиям. Во-первых, это может стимулировать бизнес к ещё большей теневой оплате труда, по аналогии с тем, как чрезмерное повышение налоговых ставок иногда ведёт к снижению их собираемости. Отчасти этим может объясняться осторожность в росте МРОТ в предыдущие годы.
Во-вторых, повышение МРОТ автоматически увеличивает расходы бюджета, поскольку многие работники бюджетной сферы (например, младший медицинский персонал, работники культуры и образования) получают зарплаты на этом уровне. Найти альтернативные источники финансирования для компенсации этих расходов — задача непростая.
4. Альтернативные стимулы для бизнеса
Возникает вопрос: как мотивировать работодателей платить больше, если нельзя бесконечно повышать МРОТ? Одним из перспективных решений может стать система экономических стимулов. Например, можно снижать ставку страховых взносов во внебюджетные фонды для тех компаний, которые поддерживают средний уровень зарплат своих сотрудников на определённом, достаточно высоком уровне. Этот уровень может быть привязан к МРОТ, медианной зарплате или другому объективному показателю.
Если такая мера поможет увеличить «белую» часть фонда оплаты труда (полностью избавиться от «серых» схем в краткосрочной перспективе всё равно вряд ли удастся), то следующим шагом может стать введение социального налогового вычета по НДФЛ. Это позволило бы освободить от подоходного налога тех работников, чьи доходы находятся вблизи границы бедности, дополнительно повысив их реальные заработки.
Таким образом, борьба с бедностью и повышение уровня жизни требуют комплексного подхода. Помимо корректировки методики расчёта МРОТ, необходимо внедрять новые, в том числе косвенные, инструменты экономического стимулирования, некоторые из которых уже апробированы в последнее время. Только сочетание прямых мер и продуманных стимулов для бизнеса может дать устойчивый результат.