Реформа ФГУПов: как государственники перехватывают инициативу у либералов

На этой неделе дан старт очередному важному этапу реформы государственной собственности. Вице-премьер Дмитрий Григоренко поручил провести масштабную реорганизацию федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов). Согласно плану, их необходимо либо преобразовать в акционерные общества, либо ликвидировать. Образовавшиеся юридические лица, наряду с другими коммерческими структурами под государственным контролем, планируется передать под управление крупным госкомпаниям, вертикально интегрированным холдингам или регионам. Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Григоренко

Итоги этой масштабной трансформации могут оказаться выгодными как для сторонников усиления роли государства (государственников), так и для экономистов-либералов. Давайте проанализируем возможные последствия и скрытые цели этой реформы.

1. Что такое ФГУП и зачем они нужны?

Для начала разберемся в базовых понятиях. ФГУП — это федеральное государственное унитарное предприятие. Ключевое слово «унитарное» означает, что его имущество является неделимым и не дробится на акции или доли. Это логично, поскольку право собственности на все активы остается за государством-учредителем. Основные задачи ФГУПов — ведение коммерческой деятельности для получения прибыли, покрытия собственных расходов и выполнения стратегических целей, поставленных государством. Фактически, они управляют государственной собственностью, чтобы приносить доход в казну.

Среди известных примеров таких предприятий:

  • ФГУП «Космическая связь»
  • ФГУП «НПП ВНИИЭМ»
  • ФГУП «Охрана» (обеспечивающая государственную охрану)
  • ФГУП «Киноконцерн "Мосфильм"»

Подобные организации, выполняющие как коммерческие, так и социально-значимые функции, существуют практически в каждом регионе страны.

2. Два взгляда на одну реформу: либеральный и государственнический

Куда же ведет нас эта инициатива? Чтобы понять ее потенциальные итоги, нужно рассмотреть две противоположные точки зрения, существующие в экономическом блоке правительства.

С одной стороны, можно вспомнить недавние предложения Министерства финансов, которое традиционно выступает за пополнение бюджета за счет приватизации. В условиях бюджетного дефицита продажа части государственных активов выглядит для либералов логичным шагом — аналогично тому, как человек в трудной финансовой ситуации может начать продавать личное имущество. Существует даже официальный план приватизации (хотя и без скандальных ваучеров 90-х). С этой точки зрения, реорганизация ФГУПов в АО может рассматриваться как предпродажная подготовка: сначала навести порядок в активах, повысить их прозрачность и инвестиционную привлекательность, а затем выставить на аукцион для частных инвесторов.

Однако, внимательно изучая поручение, возникает и альтернативная, «государственническая» интерпретация:

  1. Повышение управляемости. ФГУПы, как форма организации, часто критикуются за недостаточную гибкость, прозрачность и скорость принятия решений. Их преобразование в акционерные общества с четкой корпоративной структурой позволит руководству страны более эффективно управлять этими активами и быстрее реагировать на changing экономические вызовы.
  2. Концентрация, а не распродажа. Ключевой момент — передача преобразованных АО под крыло крупных госкомпаний (таких как «Газпром» или «Роснефть») или регионов. Это означает не распыление, а, наоборот, дальнейшую консолидацию активов в руках государства. Таким образом, реформа может служить не ослаблению, а усилению государственного сектора, вовлекая дополнительные ресурсы в реализацию масштабных национальных проектов.

3. Итог: чья взяла?

Учитывая оговорку о том, что реформа не должна наносить ущерб безопасности страны, текущий сценарий выглядит как искусный маневр государственников. Инициатива, изначально имевшая потенциал для приватизации (либеральная повестка), была перехвачена и трансформирована в инструмент для укрепления государственного контроля над экономикой. Это можно сравнить с приемом из боевых искусств, когда сила противника используется против него самого.

Безусловно, на следующем этапе либералы, вероятно, вновь поднимут вопрос о приватизации уже самих госкомпаний-гигантов. Однако в обозримой перспективе продавить такие решения будет крайне сложно. Таким образом, реформа ФГУПов становится наглядным примером того, как в современной российской экономической политике происходит постоянное балансирование и перетягивание каната между разными идеологическими подходами.